Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич |
|
1848-1913 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич (26.05 [7.06].1848 — 28.01[10.02].1913), поэт. Родился в Царском Селе. В 1871 окончил Петербургский университет. Поступил на государственную службу. С 1895 до конца жизни возглавлял личную канцелярию имп. Марии Федоровны. Стоял на твердых православно-монархических позициях, разделял идеологию славянофилов. Общественная позиция Голенищева-Кутузова определилась в сборнике «Затишье и буря» (СПб., 1878), а также в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1884), который в художественном отношении уступал первому и отличался более откровенной славянофильской тенденцией: «...предрекания родине небывалого могущества и славы, обеты смиренья, сетованья о том, что мы порвали связь с прошлым нашей отчизны и нашего народа — кому это неизвестно, кому это не успело надоесть?» (С. Я. Надсон). В стихотворениях этого периода преобладают религиозно-мистические настроения, проникнутые фатализмом, отрешенностью от реальной жизни и борьбы («Как странник под гневом палящих лучей»). Устремления за грань земной жизни, туда, «где тихий свет иного бытия», «где отдых, и тень, и любовь, и привет, каких на земле не бывало и нет», призывы к созерцанию и покою делали Голенищева-Кутузова истинно православным поэтом. Истинный пафос поэзии Голенищева-Кутузова в стихотворениях: «Прекрасен жизни бред», «Прошумели весенние воды», «Снилось мне утро лазурное чистое», «Обнял землю мрак волшебный». Поэзия Голенищева-Кутузова, по словам В. Брюсова, «в ее целом, говорит нам, что поэт вовсе не отрицал мира, что он любил красоту земли и жизни, что его приветы смерти, в сущности, сводятся к признанию гр. Ал. Толстого: “Гляжу с любовью я на землю / Но выше просится душа...”». В 1904—05 Голенищев-Кутузов работал над трилогией в прозе (не окончена): «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца» (СПб., 1907), «Жизнь зовет», «Бог зовет». По жанру это путевые очерки, в которых Голенищев-Кутузов от лица вымышленного героя, странствующего по Европе, излагает, помимо художественных впечатлений, мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, неприемлемой для России. Возрождая старые споры с либеральными западниками, Голенищев-Кутузов развивал концепцию русского почвенничества, полемизировал с идеями французской революции, считал, что «взятые напрокат» для России, они вносят в «государственную и бытовую жизнь народа лишь борьбу, смуту и разорение». На стихи Голенищева-Кутузова написали много романсов С. В. Рахманинов, Ц. А. Кюи, А. С. Аренский. Л. Н., Д. К. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Соч. Т. 1—3. СПб., 1904—05; Соч. Т. 1—4. СПб., 1914; [Стихотворения] // Поэты 1880—1890. Здесь читайте:Голенищевы - дворянский род. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|