Гоголь Николай Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гоголь Николай Васильевич

1809-1852

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Васильевич Гоголь

Марка, выпущенная к столетию со дня смерти писателя.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Знакомство Пушкина с Гоголем состоялось на вечере у поэта и литературного критика П. А. Плетнева в двадцатых числах мая 1831 года. Еще год назад приехавший в Петербург Гоголь, «движимый потребностью видеть поэта, который занимал все его воображение еще на школьной скамье», посетил квартиру Пушкина, но не застал его.

Летом 1831 года Гоголь жил в Павловске по соседству с Царским Селом и, по собственному признанию, «почти каждый вечер» встречался с Пушкиным и Жуковским. «О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера этих мужей»,— сообщал он в ноябре того же года писателю А. С. Данилевскому.

В сентябре 1831 года вышла первая книжка Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая «изумила» Пушкина. В рецензии на нее он писал: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе». Это был первый отзыв о Гоголе, появившийся в печати.

Дальнейшие встречи Пушкина и Гоголя происходили на квартире поэта, у В. А. Жуковского, П. А. Плетнева, П. А. Вяземского, А. О. Смирновой и в литературных кругах столицы. К осени 1833 года относится неосуществленный замысел Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского привлечь Пушкина к изданию сборника «Тройчатка, или Альманах в три этажа».

В 1833 — 1834 годах Пушкин участвовал в хлопотах о предоставлении Гоголю кафедры всеобщей истории во вновь открытом Киевском университете, советовал ему писать историю русской критики. Несколько позднее Пушкин передал Гоголю сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора». В «Авторской исповеди» Гоголь признал, что Пушкин отдал ему собственный сюжет, «из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы. Это был сюжет «Мертвых душ» (мысль «Ревизора» также принадлежит ему)».

Признание Гоголя подтверждается сохранившимися пушкинскими планами. В фрагменте «В начале 1812 года» поэт рассказывает о городничем — «взяточнике, балагуре и хлебосоле», его жене — «свежей веселой бабе» и их дочери — «стройной меланхолической девушке лет 17, воспитанной на романах...». Фабулу «Ревизора» напоминает также отрывок «Криспин приезжает в губернию N3 на ярмарку — его принимают за... Губернатор честной дурак — губернаторша с ним кокетничает — Криспин сватается за дочь».

В начале 1836 года Пушкин привлек Гоголя к сотрудничеству в «Современнике». На страницах этого журнала были впервые опубликованы «Коляска», «Нос», «Утро делового человека», статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» и отдельные рецензии.

Пушкин высоко ценил талант начинающего писателя, его советы и указания имели большое значение для творчества Гоголя. Он знакомился с его произведениями до печати и благожелательно встретил «Арабески», «Миргород», «Владимир 3-й степени», «Невский проспект», «Нос» и первые главы «Мертвых душ». Позднее Гоголь вспоминал: «...когда я начал читать Пушки-ну первые главы из „Мертвых душ", в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: „Боже, как грустна наша Россия"».

Пушкин знакомил Гоголя со своими творческими замыслами и еще не напечатанными произведениями: «Домиком в Коломне», «Сказкой о попе и о работнике его Балде» и «Сказкой о царе Салтане» и, по-видимому, с «Повестями Белкина», Гоголь отзывался о них неизменно восторженно. В «Домике в Коломне», по его мнению,— «вся Коломна и петербургская природа живая», «Сказку о попе и о работнике его Балде» он называет «прелестью невообразимою», «Моцарт и Сальери» — «чудной пиесой».

Нельзя сказать, что Пушкин и Гоголь были дружны. Разные это были люди — по возрасту, социальному положению и месту в литературе. Но Пушкин, со свойственной ему гениальной проницательностью, рано угадал великое призвание младшего собрата по перу.

Гоголь едва ли не глубже всех со-временников Пушкина понимал значение его поэзии и еще при жизни поэта писал в «Арабесках»: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка». 

Трагическую гибель Пушкина Гоголь воспринял как свое личное горе. «Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с Пушкиным,— писал он.— Ничего не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 260-262.


Вернуться на главную страницу Н.В. Гоголя.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС