Гиммлер, Генрих |
|
1900-1945 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Генрих ГиммлерЮНОСТЬ ГИММЛЕРА И РОЖДЕНИЕ ОХРАННЫХ ОТРЯДОВ Прообразом СС стала так называемая «Штабная стража» (Stabswache), созданная Йозеером Берхтольдом в марте 1923 года для охраны Гитлера. Вскоре это подразделение партии, насчитывавшее около 30 человек, получило название «Ударный отряд Адольф Гитлер» (Stosstrupp Adolf Hitler). Собственно охранные отряды были сформированы в апреле 1925 года личным водителем фюрера Юлиусом Шреком. Они подчинялись штурмовым отрядам партии (Sturmabteilungen, SA). Первым рейхсфюрером СС стал (в апреле 1926 года) уже упомянутый Йозеф Берхтольд — ветеран «Ударного отряда Адольф Гитлер». Уже тогда эсэсовцы стали своеобразной элитой национал-социалистического движения. Немецкий историк Хайнц Хене пишет: «Любое появление охранных отрядов должно было демонстрировать, что СС — аристократия партии» 375. В подтверждение этого на втором съезде партии Гитлер вручил охранным отрядам так называемое «знамя крови» — флаг со свастикой, обагренный кровью нацистов, погибших в ходе «пивного путча» в Мюнхене. В 1927 году пост рейхсфюрера занял Эрхард Гайден, а б января 1929 года руководителем СС стал 28-летний Генрих Гиммлер, сразу же поставивший перед собой цель превратить охранные отряды в подразделение орденского типа, полностью независимое от «плебейских» штурмовых отрядов. Кем же был этот человек? В мемуарах и литературе оценки личности Гиммлера настолько разнятся, что порой невозможно сказать, где правда, а где умышленное искажение. Министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер после войны охарактеризовал рейхсфюрера так: «Он был наполовину учителем, наполовину чокнутым шутом» 376, а англичанин Стефан Роберте после встречи с Гиммлером в 1939 году описывал его как «очень вежливого и обходительного человека, без малейшего намека на позу. Ни одного человека на посту главы немецкой полиции немцы не уважали бы больше, чем Гиммлера, и я убежден, что из всех, кого я встречал в Германии, он самый нормальный» 377. Гиммлер родился 7 октября 1900 года в Мюнхене, в католической семье. Его отец был профессором филологии, наставником принца Генриха Баварского. Кстати, именно последний стал крестным отцом будущего рейхсфюрера, и юный Гиммлер был частым гостем при дворе королевского дома Виттельсбахов. Воспитание будущего рейхсфюрера соответствовало консервативным традициям южной Германии, важнейшим элементом которых было неукоснительное следование религиозным догматам и соблюдение католических обрядов, — дневник юного Генриха полон записей о регулярных посещениях церковных церемоний, причем воскресная месса была для него не внешним ритуалом, а внутренней потребностью. Британский исследователь Питер Пэдфилд подчеркивает, что «Генрих всегда был серьезным ребенком и глубоко верил в Бога». Его духовный мир складывался под влиянием германского романтизма и католицизма (узнав, что его возлюбленная причащается каждый день, Гиммлер записал в своем дневнике: «Это было самое радостное известие, которое я получил за последние восемь дней» 378). В мировоззрении юного Генриха переплелись истории о крестоносных рыцарях, эпические сказания о нордических воинах, героические мотивы творчества Рихарда Вагнера. Гиммлер был вполне успешным учеником Ландсхутской гимназии, целью которой было «на религиозной основе воспитывать нравственное трудолюбие, дать более высокое общее образование в духе верности Отечеству и подготовить к самостоятельной умственной работе» 379. В его аттестате зрелости от 15 июля 1919 года было записано: «Всегда вел себя благовоспитанно и отличался добросовестностью и прилежанием» 380. При этом, в отличие от Гитлера, Гиммлер никогда не вынашивал планов стать священником — с самого детства он мечтал быть офицером. 17-летним юношей Генрих вступил в ряды 11-го пехотного полка и стал фаненюнкером. В 1918 году он окончил пулеметные курсы, но принять участие в боях уже не успел — Первая мировая война окончилась поражением Германии. Мечта Гиммлера стать офицером не осуществилась. В эти годы Гиммлер был зачислен в Мюнхенский фрайкор (добровольческий корпус), чтобы бороться с «внутренними предателями» — коммунистами, социалистами и «ноябрьскими преступниками», подписавшими капитуляцию и лишившими Германию законной монархической формы правления. С этого момента началась политическая деятельность Гиммлера, которую он совмещал с учебой на сельскохозяйственном отделении высшего технического училища при Мюнхенском университете. В этот период в библиотеке будущего рейхсфюрера появляется расистская и антисемитская литература. Возможно, что интересу Гиммлера к расовым вопросам способствовала специфика самого учебного заведения. Отечественный исследователь Сергей Кормилицын отмечает: «Полученное образование серьезно повлияло на его мировоззрение. Дело в том, что в университете преподавались основы генетики, а также читался весьма основательный курс, посвященный селекции. В сочетании с охватившей тогда германскую интеллигенцию модой на евгенику... это дало весьма интересный эффект: молодой баварец самостоятельно пришел к выводам, вполне вписывавшимся в расовое учение, проповедовавшееся идеологами НСДАП» 381. В круг чтения Гиммлера входили труды Хьюстона Стюарта Чемберлена («Это истина, которая убеждает: она объективна и антисемитски нейтральна! Поэтому она так убедительна. Это ужасное еврейство!»), «Справочник по еврейскому вопросу», сочинения по древней истории. По поводу памфлета под названием «Бездумное кровосмешение — гибель Германии» Генрих пишет: «Великолепная брошюра. Особенно ее заключительная часть, поясняющая, как снова улучшить расу. Просто чудесная и величественная с нравственной стороны вещь». Гиммлер отдает себя и изучению источников, таких как «Германия» Тацита, «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах» и древнеиндийские трактаты. У Тацита юноша позаимствовал образ «нравственно чистых и благородных» германских предков, у древних индусов — преклонение перед кастовым строем. Гиммлер вообще интересовался различными проявлениями элиты у различных народов. Он восхищался не только древнеиндийскими кшатриями, но и японскими самураями, а также римскими преторианскими гвардейцами... Определенный интерес представляют такие прочитанные Гиммлером книги, как «Спиритизм», благодаря которой он «по-настоящему поверил в спиритизм», и «Второе зрение» профессора Бозена, посвященная парапсихологическим явлениям, астрологии и гипнозу 382. В конце 1924 года Гиммлер прочел два романа Германа Гессе: «Демиан» и «Сиддхартха». К слову, в «Сиддхартхе» описывается индуистская доктрина кармы и реинкарнации, интересовавшая будущего главу СС. Конечно, Гиммлер открыл для себя эти идеи не после прочтения Гессе, а в ходе глубокого изучения первоисточников — «Вед» и «Бхагавадгиты», крупнейших памятников индоевропейской цивилизации. При всем этом Генрих оставался «благочестивым католиком, глубоко верующим молодым человеком, регулярно посещавшим церковь, и искренним патриотом, восторженно преклонявшимся перед солдатской доблестью. Он верил в предназначение германской расы, но антисемитом был не в большей степени, чем считалось нормальным для представителей его класса и эпохи» 383. Во время рождественских каникул Генрих проявлял христианскую добродетельность: пек пирожки для старушек, читал книги слепым, играл на самодеятельных представлениях для бедных детей, жалел французских военнопленных, наблюдая, как грубо с ними обращаются бюргеры. 24 ноября 1921 года он записал в своем дневнике: «Визит к фрау Кернбургер. Бедная старушка... Вот истинная нищета. От голода и усталости она так слаба, что почти не может ходить... Как жестоки и безжалостны люди... Я принес ей булочек и, когда она отвернулась, добавил еще и маленькое пирожное» 384. Однако с определенного момента будущий рейхсфюрер перестает быть столь набожным. Показательна следующая запись в его дневнике (декабрь 1919 года): «Что бы ни случилось, я всегда буду любить Бога и молиться Ему, оставаясь преданным Католической церкви и защищая ее, даже если буду от нее отторгнут» 385. Но почему будущий рейхсфюрер допускал возможность своего отлучения от Церкви? По всей видимости, причиной следует назвать его активное участие в бесшабашной студенческой жизни. Дуэли на шпагах (Церковь их не одобряла), возлияния, светские рауты — все это явно не способствовало набожности и благочестию... Некоторые авторы пишут о том, что Гиммлер в этот период вообще стал антихристианином и неоязычником, поскольку принадлежал к фелькиш-группе «Артаманы» («Artamanen»), объединявшей сторонников антиурбанистических идей. Апологетика крестьянского сословия совмещалась у артаманов с изучением этнографии, германо-скандинавской мифо¬логии и немецкой истории. Однако в первой половине 1920-х годов Генрих Гиммлер состоял, по меньшей мере, в десяти националистических, монархических и спортивных организациях, некоторые из них носили подчеркнуто клерикальный характер. К последним можно отнести, к примеру, Баварскую народную партию 386. Таким образом, к моменту вступления Гиммлера в НСДАП (август 1923 года) в нем сочетались христианская вера и интерес к древнейшей германо-скандинавской нордической традиции. Для многих будущих подчиненных Гиммлера, таких как унтершарфюрер СС Отто Ран 387 и президент общества «Наследие предков» («Ahnenerbe») Герман Вирт, подобное сочетание было совершенно естественным. По их мнению, христианство является частью общей Белой Традиции, в нем отражены формы индоевропейских верований и культуры. Примечания:375) Хене Х. Черный орден СС. История охранных отрядов. М. 2003. с. 36. 376) Цит. по: Кнопп Г. За спиной Гитлера. Минск, 2003. с. 132. 377) Цит. по: Пленков О.Ю. Третий рейх. Социализм Гитлера. с. 357. 378) Хене Х. Черный орден СС. История охранных отрядов. М. 2003. с. 47. 379) Цит. по: Кнопп Г. За спиной Гитлера. Минск, 2003. с. 142. 380) Кнопп Г. За спиной Гитлера. Минск, 2003. с. 143. 381) Кормилицын С. СС - мир для ариев. с. 34-35. 382) Педфилд П. Рейсфюрер СС. Смоленск, 2002. с. 68. 383) Педфилд П. Рейсфюрер СС. Смоленск, 2002. с. 43. 384) Педфилд П. Рейсфюрер СС. Смоленск, 2002. с. 12. 385) Мэнвелл Р., Френкель Г. Знаменосец "Черного ордена". М., 2000. с. 27. 386) Кнопп Г. За спиной Гитлера. Минск, 2003. с. 143. 387) Отто Ран специализировался на изучении наследия трубадуров и миннезингеров, легенд о Граале и мистике катаров. В своей книге "Крестовый поход против Грааля" (1993 год, русское издание: М., 2002, 229 с.) Ран выступает с антикатолической позиции, считая Рим губителем подлинной европейской и христианской традиции. Вопреки некоторым заявлениям, Ран никогда не занимал в СС руководящих постов. С марта 1936 по февраль 1939 г. он служил в концентрационном лагере Дахау всего лишь в звании унтершарфюрера СС (сержанта). Также абсурдно придавать его трагической гибели в горах "таинственный" характер. Дмитрий Жуков. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., «Яуза», 2006. С. 162-172.
Вернуться на главную страницу Гиммлера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |