Гильфердинг Александр Федорович |
|
1831-1872 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Федорович Гильфердинг
Гильфердинг Александр Федорович (2.07.1831-20.06.1872), русский славяновед, историк и собиратель русских былин. Один из видных представителей славянофилов. Окончил Московский университет (1852). В 1856 — 59 был русским консулом в Боснии. С 1867 — председатель петербургского отделения Славянского комитета, с 1870 — председатель этнографического отделения Русского Географического общества. В 1871-72 предпринял экспедицию для собирания былинного эпоса в Олонецкую губ., где записал 318 былинных текстов. Первым применил принцип расположения фольклорного материала по сказителям, положил начало изучению их биографий и творчества. Зимой 1871 — 72 Гильфердинг устроил выступления нескольких народных сказителей (в т. ч. известного Т. Г. Рябинина) в Петербурге. Научно-литературная и общественно-публицистическая деятельность Гильфердинга была посвящена истории западных и южных славян, славянской филологии и русскому фольклору и этнографии. (“О сродстве языка славянского с санскритским”, 1853, “Об отношении языка славянского к языкам родственным”, 1853, “Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий”, 1871). Исторические взгляды Гильфердинга сложились гл. обр. под воздействием А. С. Хомякова и Д. А. Валуева. Труды по истории занимают главное место в наследии Гильфердинга. Значительная часть их посвящена истории, этнографии и языку западных славян — чехов, словаков, поляков, кашубов, поморян (“История балтийских славян”, 1855, “Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века”, 1861, “Гус. Его отношение к Православной Церкви”, 1871, “Развитие народности у западных славян”, 1858, “Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии”, 1856). Эти работы Гильфердинга были первыми попытками в русской историографии представить более объективно характер взаимоотношений славян (особенно прибалтийских) и немецких захватчиков и колонизаторов. Традиционной легенде немецкой историографии о культуртрегерской и миссионерско-просветительской деятельности немецких духовно-рыцарских орденов в отношении славян, латышей, литовцев Гильфердинг противопоставил картину насильственного онемечивания и порабощения этих народов. Много работ Гильфердинга касается истории южных славян — сербов, болгар, хорватов, македонцев (“Письма об истории сербов и болгар”, 1856 — 59, “Босния, Герцеговина и Старая Сербия”, 1859, “Венгрия и славяне”, 1860, “Государственное право сербского народа в Турции”, 1861, и др.). В них был собран богатый археологический и этнографический материал по истории юго-западных славян с древнейших времен до сер. XIX в. В целом труды Гильфердинга сохраняют научный интерес. Гильфердинг приступил к написанию общей “Истории славян”, но успел напечатать только две первые главы (1868). Из его работ по русской истории известный историографический интерес сохранила статья “Древний Новгород” (1863), направленная против Н. И. Костомарова. В научных трудах и особенно в многочисленных публицистических выступлениях (речи, брошюры, статьи в газетах “Денъ”, “Московские ведомости”, “Русский инвалид” и др.) Гильфердинг развивал идеи славянофильского учения. Д.К.
Обложка "Онежских былин". Гильфердинг Александр Федорович (2(14).07.1831, Варшава - 20.06 (2.07)1872, Каргополь, Олонецкой губ.) - историк-славист, общественный деятель, публицист; последователь славянофильства. Внес значительный вклад в работу по изданию и пропаганде наследия А. С. Хомякова. Закончил историко-филологический факультет Московского университета (1852). Еще в студенческие годы, находясь под влиянием идей Хомякова, занялся историософскими исследованиями, изложив результаты этих исследований в работе «О сродстве языка славянского с санскритским» (1853). Защитил магистерскую диссертацию «Об отношении языка славянского к языкам родственным» (1853). Занимался изучением положения славян в различных регионах Европы. Этому научному интересу способствовала его служба в Министерстве иностранных дел (был консулом в Боснии). В 1859 г. опубликовал кн. «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (1859). В 1861 году перешел на службу в Государственную канцелярию; Гильфердинг принимал участие в подготовке проектов преобразования ведомства народного просвещения в Польше, написал ряд работ, посвященных анализу политической ситуации в Польше («В чем искать разрешения польскому вопросу» (1863) и др.). Значительным вкладом в развитие славянофильского учения пореформенного периода стала его работа «Сельская община» (1866), в которой он подверг критике распространенную в российской печати негативную оценку сельской общины в России, выступив против утверждения о ее неэффективности и необходимости ликвидации. Гильфердинг был чужд западноевропейский вариант решения крестьянского вопроса в России, при котором освобождение крепостных без наделения их землею (индивидуальная свобода) рассматривалось как основная самодостаточная ценность. С его точки зрения, индивидуальная свобода, обретенная крестьянством на Западе в результате аграрных реформ, в России не может служить гарантией свободы. Для русского человека такой гарантией свободы может быть только владение землей. Гильфердинг писал, что «понятие о свободе, вносимое русским народом в развитие человечества, выше и шире того, которое выработано было до сих пор другими народами: ибо оно к праву быть свободным прибавляет действительную возможность пользоваться этим правом; свободе личной, праву отвлеченному, оно стремится дать вещественную основу (землю - А, П.)» (Россия и славянство. М., 2009. С. 375). Наряду с теоретическими исследованиями Гильфердинг активно занимался общественно-политической деятельностью, в частности, оказывал поддержку И. С. Аксакову и Ю. Ф. Самарину, в 1867 году возглавил Петербургское отделение Славянского комитета. В начале 70-х годов XIX века им были организованы фольклорные экспедиции по Олонецкой губернии. Умер Гильфердинг от тифа в 1871 году в г. Каргополь. И. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин, считали Гильфердинга одним из главных продолжателей славянофильского учения. А. А. Попов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 133-134. Сочинения: Собр. соч.: В 4 т. Спб., 1868-1874; Россия и славянство. М., 2007. Литература: Аксаков И. С. Речь о Гильфердинге, В. И. Дале и К. И. Невоструеве // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981; Филиппов Т. В память Гильфердинга // Гражданин, 1872. 19 февраля.
Гильфердинг Александр Федорович (2.07.1831—20.06.1872), славянофил, собиратель и исследователь русского фольклора. Родился в Варшаве в семье директора дипломатической канцелярии при Наместнике царства Польского. Предки Гильфердинга приехали в Россию из Германии еще при Петре Великом. Отец Гильфердинга хотя и считал себя немцем и был католиком по вероисповеданию, но сына воспитал в истинно русском духе и крестил в Православии. Во многом это объяснялось близким знакомством отца Гильфердинга с Хомяковым и др. славянофилами. Гильфердинг с детства был связан со славянофилами и органически вошел в их братство. В 1852 Гильфердинг окончил историко-филологический факультет Московского университета. По совету Хомякова Гильфердинг занялся изучением санскрита. В 1853 Гильфердинг публикует магистерскую диссертацию «Об отношении языка славянского к родственным», что стало значительным событием в науке. Одновременно Гильфердинг занялся популяризацией славянской истории для русской публики. Так, в 1854 в «Московских ведомостях» он помещает «Письма об истории сербов и болгар», в «Москвитянине» — «Историю балтийских славян». По окончании университета Гильфердинг стал работать в МИДе и в 1856 стал консулом в Боснии. Помимо дипломатической деятельности Гильфердинг собирал древние славянские рукописи, беседовал с народными сказителями. В 1859 на основе собранного материала Гильфердинг выпустил книгу «Босния, Герцеговина и Старая Сербия». Гильфердинг занимался не только зарубежными славянами. Так, в 1858 он выпустил на французском языке книгу «Восточные славяне», знакомившую западную науку с этнографией русской нации. В 1861 перешел на службу в Госканцелярию и уже 2 года спустя стал помощником гр. Н. А. Милютина. Граф проводил административные реформы в Польше после усмирения мятежа 1863—64. Гильфердинг был одним из творцов правительственной политики в Польше. Именно ему принадлежит проект преобразования польской системы просвещения, действовавшей до 1918. Помимо госслужбы в жизни Гильфердинга все более крупную роль стала играть его общественная деятельность. В 1867 он стал председателем Петербургского Славянского Комитета. Впрочем, в первую очередь Гильфердинг оставался ученым. В к. 1860-х Гильфердинг возглавил этнографический отдел Русского Географического общества. Гильфердинг не только руководил этнографами, но и сам ездил по самым «медвежьим углам» России, собирая образцы народного творчества. В Олонецкой губ. Гильфердинг стал одним из открывателем устного фольклора Русского Севера. Поскольку на Севере никогда не было крепостного права, не испытал он татарского ига, находится Север далеко от центральной России, то именно здесь к XIX в. сохранились многие черты культуры Киевской Руси. Результатом поездки Гильфердинга по Северу стал сборник из 318 былин с указанием имен сказителей и названием деревень, где они были записаны. Для этнографии XIX в., когда преобладало создание авторских произведений по фольклорным мотивам, это было внове. Выпуск онежских былин стал научным подвигом Гильфердинга. Однако на выборах в Академию Наук Гильфердинг был забаллотирован. Характерно, что многие академики не скрывали, что именно политические взгляды Гильфердинга привели его к неудаче. Гильфердинг отнесся к неизбранию спокойно, считая, что от немецкого состава российской Академии, не изменившегося со времен Ломоносова, другого ждать не приходиться. В 1872 он отправился во вторую поездку на Север, но в дороге простудился и умер в Каргополе. Лебедев С. В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Гильфердинг Александр Федорович (2.VII.1831 - 20.VI.1872) - русский славяновед, историк и собиратель русских былин. Член-корреспондент АН (с 1856 года). Один из видных представителей славянофилов. Родился в семье крупного чиновника в Варшаве. Окончил Московский университет (1852). В 1856-1859 годы был русским консулом в Боснии, в 60-х годах служил в Государственной канцелярии в Петербурге, с 1863 года - с Н. А. Милютиным в Комитете по делам Царства Польского. С 1867 года - председатель петербургского отделения Славянского комитета, с 1870 года - председатель этнографического отделения Русского географического общества. В 1871-1872 годы предпринял экспедицию для собирания былинного эпоса в Олонецкую губернию, где записал 318 былинных текстов. Первым применил принцип расположения фольклорного материала по сказителям, положил начало изучению их биографий и творчества. Зимой 1871-1872 годов Гильфердинг устроил выступления нескольких народных сказителей (в том числе известного Т. Г. Рябинина) в Петербурге. Научно-литературная и общественно-публицистическая деятельность Гильфердинга была посвящена истории западных и южных славян, славянской филологии и русскому фольклору и этнографии. Историко-филологические работы Гильфердинга в значительной степени утратили научное значение ("О сродстве языка славянского с санскритским", 1853, "Об отношении языка славянского к языкам родственным", 1853, "Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий", 1871). Исторические взгляды Гильфердинга сложились главным образом под воздействием А. С. Хомякова и Д. А. Валуева. Труды по истории занимают главное место в наследии Гильфердинга. Значительная часть их посвящена истории, этнографии и языку западных славян - чехов, словаков, поляков, кашубов, поморян ("История балтийских славян", 1855, "Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века", 1861, "Гус. Его отношение к православной церкви", 1871, "Развитие народности у западных славян", 1858, "Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии", 1856). Эти работы Гильфердинга были первыми попытками в русской историографии представить более объективно характер взаимоотношений славян (особенно прибалтийских) и немецких феодальных захватчиков и колонизаторов. Традиционной легенде немецкой консервативно-националистической историографии о культуртрегерской и миссионерско-просветительской деятельности немецких духовно-рыцарских орденов в отношении славян, латышей, литовцев Гильфердинг противопоставил картину насильственного онемечивания и порабощения этих народов. Много работ Гильфердинга касается истории южных славян - сербов, болгар, хорватов, македонцев ("Письма об истории сербов и болгар", в. 1-2, 1856-59, "Босния, Герцоговина и Старая Сербия", 1859, "Венгрия и славяне", 1860, "Государственное право сербского народа в Турции", 1861, и др.). В них был собран богатый археологический и этнографический материал по истории юго-западных славян с древнейших времен до середины 19 века. Многое в работах Гильфердинга устарело, но в целом они сохраняют научный интерес. Гильфердинг приступил к написанию общей "Истории славян", но успел напечатать только две первые главы (1868). Из работ Гильфердинга по русской истории известный историографический интерес сохранила статья "Древний Новгород" (1863), направленная против Н. И. Костомарова. В научных трудах и особенно в многочисленных публицистических выступлениях (речи, брошюры, статьи в газетах "День", "Московские ведомости", "Русский инвалид" и др.) Гильфердинг развивал славянофильские идеи, нередко в духе позднего, пореформенного славянофильства, высказывал объективно великодержавно- шовинистические притязания, особенно в отношении Польши. С. С. Дмитриев. Москва. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1868-74; Старинный сборник сербских пословиц, СПБ, 1868; Онежские былины, т. 1-3, 4 изд., М.-Л., 1949-51 (первое изд. в одном томе, СПБ, 1873); Письма А. Ф. Гильфердинга к И. С. Аксакову, "ГМ", 1916, No 2. Литература: Соколов Ю. (M.), По следам Рыбникова и Гильфердинга, в кн.: Художеств. фольклор, (т.) 2-3, М., 1927; Азадовский М. К., История рус. фольклористики, М., 1958; Лавров П., Акад. А. Ф. Гильфердинг, РБС, (т. 5), М., 1916; Бестужев-Рюмин К. Н., A. P. Гильфердинг как историк, в кн.; Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Семевский М. И., А. Ф. Гильфердинг, "PC", 1872, No 10; Воспоминания крестьянина Касьянова о Гильфердинге, "PC", 1872, No 12.
Далее читайте:Гильфердинг А.Ф. Трофим Григорьевич Рябинин, певец былин. // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1872 г. Том V. Санкт-Петербург, 1872, стр. 497-517. Александр Федорович Гильфердинг [Некролог]. Род. 2 июля 1831 г. + 20 июня 1872 г. // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1872 г. Том VI. Санкт-Петербург, 1872, стр. 452-698. Сочинения:Полное Собрание произведений. Т. 1—4. СПб., 1868—74. Собр. соч.: В 4 т. Спб., 1868-1874; Россия и славянство. М., 2007. Старинный сборник сербских пословиц, СПБ, 1868; Онежские былины, т. 1-3, 4 изд., М.-Л., 1949-51 (первое изд. в одном томе, СПБ, 1873); Письма А. Ф. Гильфердинга к И. С. Аксакову, "ГМ", 1916, No 2. Литература:Аксаков И. С. Речь о Гильфердинге, В. И. Дале и К. И. Невоструеве // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981; Филиппов Т. В память Гильфердинга // Гражданин, 1872. 19 февраля. Соколов Ю. (M.), По следам Рыбникова и Гильфердинга, в кн.: Художеств. фольклор, (т.) 2-3, М., 1927; Азадовский М. К., История рус. фольклористики, М., 1958; Лавров П., Акад. А. Ф. Гильфердинг, РБС, (т. 5), М., 1916; Бестужев-Рюмин К. Н., A. P. Гильфердинг как историк, в кн.; Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Семевский М. И., А. Ф. Гильфердинг, "PC", 1872, No 10; Воспоминания крестьянина Касьянова о Гильфердинге, "PC", 1872, No 12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |