Геродот
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Геродот

480-425 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Геродот

Геродот родился на юго-западном побережье Малой Азии в дорийском городе Галикарнасе около 484 г. до н. э. и умер в южной Италии в городе Фуриях около 425 г. Он принадлежал к местной рабовладельческой знати, в молодости принимал участие в политической борьбе и был вынужден покинуть родной город. Геродот много путешествовал. Он побывал в различных местах Персидской державы: в Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря, в Двуречье, а возможно, и восточнее его, в Северной Аравии, в Египте, а также в различных местах балканской Греции, в Македонии, Фракии, в северном Причерноморье и в Колхиде. Геродот несколько раз и подолгу жил в Афинах, когда ими управлял Перикл, и сблизился с кружком Перикла. Он очень почитал Дельфийский оракул и некоторое время прожил в Дельфах. В 443 г. до н. э. Геродот, совместное другими колонистами, выехал в южную Италию, в основанную под руководством Афин новую колонию Фурии, где и прожил большую часть последних лет своей жизни.

Геродот жил во время знаменитого «пятидесятилетия» быстрого развития афинского рабовладельческого общества, после отражения персидского нашествия, когда у греков начал проявляться широкий интерес как к собственной истории, так и к истории соседей: скифов, персов и завоеванных персами народов, с которыми греки были издавна в торговых сношениях. Ответом на эти запросы и была «История» Геродота. Писал он ее, очевидно, во второй половине жизни, накануне и в начале Пелопоннесской войны, и окончить не успел. «История» имела в древности большой успех. Впоследствии она была разделена на девять частей по числу муз, и каждая часть названа именем одной из них, а автор прославлен как «отец истории». Книга 9-я доведена до описания взятия афинянами в 478 г. до н. э. города Сеста на Геллеспонте.

 Главная тема труда Геродота — история греко-персидских войн. Ей посвящены последние пять книг. Первые четыре книги являются обширным историческим введением, излагающим историю Греции и ее соседей до греко-персидских войн. Повествование изобилует многочисленными отступлениями и вставными рассказами, которые, однако, не нарушают общего единства труда. «Историю» Геродота сравнивают с эпосом Гомера. Это художественная проза, повествующая о деяниях людей, но не в мифические, а в исторические времена. Автор не претендует на полную достоверность своего занимательного рассказа. Много внимания он уделяет то «судьбе», то «неизбежности возмездия» за совершенные преступления и «вмешательству богов» в человеческие дела, ибо, по его мнению, именно этим определяется ход исторических событий. Геродот верит в чудеса, оракулы, предзнаменования и т. п. Наряду

[08]

с этими чертами архаического мировоззрения Геродот в то же время пытается толковать и критиковать с точки зрения здравого смысла мифы и различные неправдоподобные рассказы. Его источники разнообразны, но состоят главным образом из устной традиции и личных наблюдений. Огромный и разнообразный фактический материал, собранный «отцом истории», зависит от использованных им источников, но в большинстве случаев доброкачественен и с течением времени все более подтверждается археологическими раскопками. Однако он перемешан с легендами, различными невероятными происшествиями, а порой и нелепостями. Геродот — сторонник афинской рабовладельческой демократии и эллинский патриот.

 Так как он писал в то время, когда воспоминания о борьбе с персами уже заслонялись обострением отношений, а затем войной между Афинами и Спартой, то к персам он относится без вражды.

 Подчеркивая в греко-персидских войнах главную роль Афин, Геродот большей частью не одобряет политику Спарты и ее союзников.

 ЦЕЛЬ ТРУДА ГЕРОДОТА (I, 1)

 Нижеследующие изыскания Геродота галикарнасца сообщаются для того, чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные подвиги, исполненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом для того, чтобы не была забыта причина, по которой возникла между ними война [греко-персидская].

 ИСТОЧНИКИ ГЕРОДОТА (II, 99)

 1) До сих пор я излагал результаты личного наблюдения, собственные заключения и сведения, добытые расспросами; далее я буду сообщать рассказы египтян так, как я слышал их, прибавляя, впрочем, кое-что и из личного наблюдения.

 2) (II, 147). ... Это рассказывают сами египтяне; теперь я передам то, что рассказывается у других народов относительно этой страны и с чем египтяне соглашаются; впрочем, добавлю кое-что и из собственного наблюдения.

 ГЕРОДОТ О ДОСТОВЕРНОСТИ СВОЕГО СОЧИНЕНИЯ (VII, 152)

 Я обязан передавать то, что говорят, но верить всему не обязан; это замечание имеет силу относительно всего моего повествования.

 О ЗАВИСТЛИВОСТИ БОЖЕСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ В ДЕЛА ЛЮДЕЙ (VII, 10)

 1) ... божество молнией поражает животных, выдающихся над другими, не дозволяя им возноситься. Напротив, животные мелкие не раздражают его; ...оно всегда мечет свои перуны в самые большие здания и в самые высокие деревья: божеству приятно поражать все выдающееся. Подобно этому и по той же причине громадное войско может быть сокрушено малочисленным: если из зависти божество наведет на него страх или ударит в него молнией то неизбежно войско погибнет постыдною смертью. Божество не

[09]

терпит, чтобы кто-нибудь другой, кроме его самого, мнил высоко о себе.

 2) (I, 32, 34). (В беседе с Солоном 1 о том, кого можно назвать счастливейшим человеком, лидийский 2 царь Крез 3, не слыша своего имени, в гневе «спросил:

 «...Неужели же, любезный афинянин, ты ни во что не ставишь мое счастье и меня считаешь ниже простых людей?» Солон на это отвечал: «Я знаю, Крез, что всякое божество завистливо и любит смуту, а ты спрашиваешь меня о человеческом счастье... назвать тебя счастливым я могу не раньше, как узнавши, что век свой ты кончил счастливо...»

 По уходе Солона Креза постигло тяжкое возмездие от божества, как кажется, за то, что он считал себя счастливейшим из всех людей 4.

 3) (VIII, 13)... Эта ночь была еще более ужасною для тех из варваров 5, которым было приказано обогнуть Эвбею 6. ...Когда гроза и дождь разразились над кораблями, в то время, как они плыли мимо лощин Эвбеи, ветер понес их, и они, сами не зная, куда несутся, ударились о скалы. Все это совершено было божеством для того, чтобы персидское могущество сравнялось с эллинским и не было бы значительно больше его.

 Перев. Ф. Л. Мищенко.

 ВЕРА В ОРАКУЛЫ И В ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ (VI, 18)

 1) Разбивши ионийцев 7 в морском сражении, персы осадили «Милет 8 с суши и с моря, подкопали стены, употребили всевозможные средства и окончательно взяли город на шестом году после восстания Аристагора 9; жители его были обращены в рабство, что согласовалось с изречением оракула Милету.

 Перев. В. С. Соколова.

 2) (VI, 27). Обыкновенно божество посылает предзнаменования, если городу или народу угрожают тяжкие бедствия.

 3) (VI, 98). После отъезда Датиса 10 на острове Делосе произошло землетрясение, как говорят делосцы, и это было первое и последнее землетрясение там до наших дней. Это было предзнаменование людям о предстоящих им бедствиях, которое им послало божество. Действительно, при Дарии, сыне Гистаспа и Ксерксе, сыне Дария, и Артаксерксе, сыне Ксеркса 11, при этих трех поколениях произошло в Элладе больше бедствий, чем при двадцати других, бывших перед Дарием. Некоторые из них были причинены персами, другие самими греческими вождями, боровшимися между собой за власть.

 4) (VII, 57). После переправы всего войска и перед самым выступлением в дальнейший путь случилось чудо; Ксеркс не обратил на него никакого внимания, хотя и легко было объяснить его, именно: лошадь родила зайца. Это ясное чудо означало, что

[10]

Ксеркс ведет войско на Элладу со всей роскошью и великолепием, а на обратном пути к тому же самому месту бегством будет спасать собственную жизнь.

 КРИТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ГЕРОДОТА.

 I) Осторожность при критике легенд и преданий, относящихся к богам (II, 45).

 Эллины рассказывают много неосновательного; нелепа и та басня, которую они рассказывают о Геракле 12, будто, когда он пришел в Египет, египтяне наложили на него венок и с процессией повели его для принесения в жертву Зевсу 13. Сначала он был спокоен; потом, когда у алтаря приступили к жертвоприношению, он, собравшись с силами, перебил будто бы всех присутствующих. Мне кажется, рассказывающие это эллины совершенно не знают ни характера египтян, ни их обычаев. Дело в том, что убивать животных, кроме свиней, быков и телят, если только они чисты, а также гусей, у них не дозволяется; как же они стали бы приносить в жертву людей? Кроме того, естественно ли, чтобы Геракл один, тогда еще человек, перебил, как говорят, много десятков тысяч народа? Впрочем, да простят нам боги и герои за то, что мы столько наговорили о них.

 2) Недоверие Геродота к рассказу о неврах 14 (IV, 105).

 Кажется, что люди эти колдуны; по крайней мере скифы и эллины, живущие в Скифии, рассказывают, что ежегодно один раз в год каждый невр становится на несколько дней волком, а потом снова принимает человеческий облик. Я не верю этим рассказам, но так говорят и рассказы удостоверяют клятвою.

 3) Об усмирении бури (VII, 191).

 Буря продолжалась три дня. Наконец, на четвертый день, с помощью кровавых жертв ветрам и заклинаний, а также жертв Фетиде 15 и Нереидам 16 маги 17 усмирили ветер, или, быть может, он унялся сам по себе.

 4) О неправдоподобно долгом пребывании под водой водолаза Скиллия (VIII, 8).

 В то время, как варвары 18 делали смотр кораблям, некто Скиллий... лучший водолаз того времени... уже и раньше замышлявший перебежать к эллинам, теперь нашел случай привести свой замысел в исполнение. Каким образом он отсюда прибыл к эллинам, я не могу сказать с точностью, а то, что говорят об этом, меня удивляет, если только это правда; говорят именно, что он подле Афет 19 нырнул в море и вынырнул не раньше, как по достижении Артемисия 20, проплывши, следовательно, под водой около восьмидесяти стадий. Много баснословного рассказывается об этом человеке, кое что, впрочем, и достоверное. Что касается этого случая, то, по моему мнению, он прибыл к Артемисию в лодке.

 Перев. Ф. Г., Мищенко.

[11]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕРОДОТА

(Речь перса Отанеса о народном управлении)

 1) (III, 80). Отрывок содержит часть рассказа об убийстве узурпатора — мага Гауматы Лжесмердиса — и о воцарении на персидском престоле Дария I Гистаспа. Дарий и его шесть единомышленников после совершения переворота совещаются о будущей форме государственной власти. Были высказаны три мнения: в пользу демократии, олигархии и монархии. Большинством голосов победило последнее. В действительности перед нами изложение обычных в Греции рассуждений о наилучшей форме правления. Отанес, один из семи участников переворота, очевидно, высказывает мнение Геродота, использовавшего для этого известия о критике монархического правления отдельными персидскими аристократами.

 Отанес предлагал предоставить управление государством всем персам в следующей речи: «Я полагаю, что никому из нас не следует быть единоличным правителем; это и тяжело и непохвально. Да и каким образом государство может быть благоустроенным при единоличном управлении, когда самодержцу дозволяется делать все, что угодно? Если бы даже достойнейший человек был облечен такою властью, то и он не сохранил бы свойственного ему образа мыслей. Окружающие самодержца блага порождают в нем своеволие, а чувство зависти присуще человеку по природе. С этими двумя пороками он становится порочным вообще: ...он нарушает исконные отечественные обычаи, насилует женщин, казнит без суда граждан. Что касается народного управления, то, во-первых, оно носит прекраснейшее название — равноправие (исономия); во-вторых, управляющий народ не совершает ничего такого, что совершает самодержец; на должности народ назначает по жребию, и всякая служба у него ответственна; всякое решение передается в общее собрание. Поэтому я предлагаю упразднить единодержавие и предоставить власть народу. Ведь все зависит от большинства». Таково было мнение Отанеса.

 О РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ

 2) (V, 66). Будучи могущественны и раньше, Афины усилились еще больше по освобождении от тиранов 21.

 (Далее, стремясь подчеркнуть «драгоценность равноправия», Геродот даже впадает в некоторое противоречие с предшествующим утверждением о могуществе Афин и в прошлом. Из понятия «равноправие», разумеется, исключены рабы, которыми Геродот просто не интересуется.)

 3)(V, 78) ...вообще все случаи доказывают, как драгоценно рав ноправие. Действительно, находясь под гнетом тирании, афиняне не могли одолеть в военном деле никого из своих соседей, а освободившись от тиранов, заняли бесспорно первенствующее место. Это показывает, что, будучи порабощены тиранами, они были нерадивы, как бы работая на господина; напротив, по достижении свободы, каждый из них стал работать усердно для собственного благополучия.

[12]

О РОЛИ АФИН В ВОЙНЕ ПРОТИВ ПЕРСОВ (VII, 139)

Геродот дописывал свой труд в начале Пелопоннесской войны, когда не только члены Пелопоннесского союза, но и часть афинских союзников была настроена антиафински.

 Здесь я вынужден высказать мнение, ненавистное для большинства эллинов, однако не стану умалчивать о том, что представляется мне истиной. Если бы афиняне из страха перед угрожающей опасностью покинули свою страну или, не покидая ее и оставаясь на месте, отдались бы Ксерксу, никто бы не решился выступить против царя на море... Вот почему, не погрешая против истины, афинян можно назвать спасителями Эллады; ибо то решение дела должно было возобладать, какое избрали афиняне.

 Перев. Ф. Г. Мищенко.

[Примечания]

 1. Солон — афинский законодатель, архонт 594 г. до н. э. См. № 63—65.

 2. Лидия — государство в западной части Малой Азии.

 3. Крез — последний царь Лидии. Побежден и взят в плен персидским царем-завоевателем Киром в 546 г. до н. э.

 4. В действительности Солон и Крез не встречались: во время путешествия Солона Крез был ребенком. Согласно Геродоту, гибель Креза и его царства была предопределена еще и как возмездие за преступление, совершенное его предком.

 5. Варвары — здесь персы.

 6. Эвбея — остров у северо-восточного побережья Средней Греции.

 7. Ионийцы — здесь греки, населявшие юго-западный берег Малой Азии и прилегающие острова.

 8. Милет— крупный ионийский город в южной части западного побережья Малой Азии.

 9. Аристагор — тиран города Милета.

 10. Датис — полководец персидского царя Дария.

 11. Дарий I (521—486 гг. до н. э.), Ксеркс (486—465 гг. до н. э.) и Артаксеркс I (465—424 гг. до н. э.) — персидские цари.

 12. Геракл — Геркулес, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Мифический герой, обладавший огромной физической силой. По определению Зевса должен был совершить 12 подвигов для царя Микен Еврисфея и благодаря им удостоиться бессмертия.

 13. Зевс — или Кронид (сын Кроноса) — верховный бог древних греков (Кронос — см. № 30, прим. 2). Здесь — египетский бог Солнца Амон.

 14. Невры — название племени, обитавшего в европейской Сарматии (современная Западная Украина).

 15. Фетида — богиня моря, старшая нереида.

 16. Нереиды — второстепенные богини, дочери морского божества старца Нерея, помогающие мореходам.

 17. Маги — персидские жрецы.

 18. Варвары — персы.

 19. Афеты — бухта в Пагасском заливе, севернее о. Эвбеи.

 20. Артемисий — мыс на севере о. Эвбеи.

 21. Тираны — подразумеваются: Писистрат (560—527 г. до н. э.) и его сыновья и преемники — Писистратиды — Гиппий и Гиппарх. Последний был убит заговорщиками в 514 г. до н. э., а Гиппий был изгнан из Афин в 510 г. до н. э., в результате окончательной победы рабовладельческой демократии.

[13]

Цитируется по изд.: Хрестоматия по истории Древнего Мира. [В трех томах]. Том II. Греция и эллинизм. Под ред. акад. В.В. Струве. М., 1951, с. 8-13.

Вернуться на главную страницу Геродота

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС