Герцен Александр Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Герцен Александр Иванович

1812-1870

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Иванович Герцен

ГЕРЦЕН Александр Иванович (фам. производная от нем. Herz — сердце) (1812—1870) — российский общественный деятель, революционер, писатель, публицист и философ.

В начале 1830-х вошел в кружок революционного направления, увлекался свободолюбивыми идеями декабристов, отомстить за которых вместе с другом Я. Я. Огаревым дал «аннибалову клятву», а также идеями французских социалистов К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье. В 1834 г. (за пение «пасквильных песен» об императоре Николае Г) арестован и сослан в Пермь (1835), затем в Вятку. В 1837 г. (по ходатайству В. А. Жуковского) был переведен во Владимир и освобожден (1839) от полицейского надзора.

В 1840 г. вернулся в Москву, затем переехал в Петербург. Служил в канцелярии Министерства внутренних дел, но в 1841 г. был выслан в Новгород (за резкий отзыв о правительстве в частном письме). В 1842 г. вышел в отставку, поселился в Москве и сблизился с Я. Я. Чаадаевым, В. П. Боткиным, Т. Н. Грановским, К. Д. Кавелиным и И. С. Тургеневым, восприняв многие идеи западничества. В первой половине — середине 1840-х гг. сотрудничал с журналами «Отечественные записки» и «Современник», публикуя в них публицистические и философские статьи, повести и романы («Письма об изучении природы», 1844—1845; «Кто виноват?», 1841 — 1846; «Доктор Крупов», 1847; «Сорока-воровка», 1848 и др.).

В начале 1847 г. был освобожден от надзора полиции и выехал за границу. В 1849 г. в Женеве участвовал в издании газеты французского социалиста П. Прудона «Голос народа»; в 1850 г. в Ницце сблизился с Дж. Гарибальди — деятелем итальянского освободительного движения. С 1852 г. поселился в Лондоне, где с помощью польских эмигрантов основал Вольную русскую типографию (1853). Открыто выступал в поддержку Польского восстания 1863—1864 гг.

Близкое знакомство с капитализмом в Западной Европе и разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что европейский исторический опыт не подходит русскому народу для освобождения от самодержавия и крепостничества. В 1849 г. опубликовал статью «Россия», в которой впервые изложил идею об особом историческом пути России, позволяющем миновать капитализм с его пауперизацией и др. негативными последствиями. Идеал общественного строя видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. Эти принципиальные положения легли в ос-нову его теории «общинного социализма». В русской крестьянской общине (с ее коллективистскими началами) увидел прообраз социалистической организации общества. К середине 1850-х гг. сформулировал программу реформ, опубликованную в газете «Колокол»: освобождение крестьян с землей при сохранении общинного землевладения; распространение сельского и волостного самоуправления на города и государство в целом; поддержка национального единства; развитие свободы личности; уничтожение цензуры и телесных наказаний.

В 1858 г. пытался убедить императора Александра II провести ряд реформ: освободить крестьян с землей, обеспечить гласность, распространить народное самоуправление, созвать Земский собор. После Крестьянской реформы 1861 г. выступил с разоблачением ее грабительского характера, однако вопрос о дальнейшем пути развития России и переходе к социализму решал противоречиво: в одних работах признавал возможность народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя.

Теория «общинного социализма» во многом стала идейным основанием деятельности радикалов 1860-х гг. и революционного народничества 1870-х гг.

Оставил воспоминания «Былое и думы» (1852—1868) об общественно-политической жизни России.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 118-119.


Вернуться на главную страницу Герцена.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС