Герасимов Сергей Аполлинариевич |
|
1906-1985 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Аполлинариевич ГерасимовГерасимов Сергей Аполлинариевич (1906—1985) — советский деятель культуры, кинорежиссер, актер, кинодраматург, кинотеоретик, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1967), Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Сталинской (1941, 1949, 1951) и Государственной премий СССР (1971). Работу в кино начал в 1924 г. как актер мастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Режиссерское мастерство проявил уже в первых фильмах: «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939). К 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова снял фильм «Маскарад» (1941), в котором предложил новую трактовку пьесы поэта, раскрыв ее трагедийно-эмоциональное содержание. С 1931 г. вел педагогическую работу во ВГИКе, руководил объединенной актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1946). В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — зам. пред. Комитета кинематографии по военной хронике и директор Центральной студии документальных фильмов. Снял фильмы: «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944). После войны снял выдающиеся киноленты: «Молодая гвардия» (1948, по роману А. А. Фадеева), «Тихий Дон» (1957—1958, по роману М. А. Шолохова), «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967), «У озера» (1970). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 116. Герасимов Сергей Аполлинариевич (21.5.1906, Екатеринбург - ноябрь 1985), кинорежиссер, актер, народный артист СССР (1948), действительный член Академии педагогических наук (1978), доктор искусствоведения (1967), Герой Социалистического Труда (1974), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1951). Женат на актрисе Т.Ф. Макаровой. Образование получил в Ленинградском государственном институте сценического искусства (1928). В 1924 начал работу в театре как актер студии ФЭКС ("Фабрика эксцентрического актера"). В 1925 дебютировал в фильме "Медведи против Юденича". Играл в фильмах "Чертово колесо" (1926), "Шинель" (1926), "Приятель" (1926). Как режиссер дебютировал в 1931 с фильмом "Леса". Руководил мастерской в Ленинграде, где поставил фильмы "Семеро смелых" (1936), "Комсомольск" (1937), "Учитель" (1939). В 1943 вступил в ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны поставил фильмы о героической работе тыла: "Непобедимые" (1942) и "Большая земля" (1944). С 1944 руководитель режиссерской и актерской мастерской ВГИКа, профессор (1946). В 1946 снял двухсерийный фильм по роману А.А. Фадеева "Молодая гвардия". Первый вариант фильма подвергся критике парторганов, и Герасимов немедленно переделал его, учтя "пожелания" руководства. Автор и режиссер фильма "Освобожденный Китай" (1950), где дошел до самых высот бездумного прославления компартии. В 1950-58 депутат Верховного Совета СССР. После смерти И. В. Сталина снял фильмы "Тихий Дон" (1957-58), "У озера" (1970), "Дочки-матери" (1975), "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1981) и др. В 1971 получил Государственную премию, в 1984 - Ленинскую. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985). Советский кинорежиссер, актер, драматург, педагог и теоретик кино. Один из самых именитых деятелей киноискусства сталинской эпохи. Родился в Челябинске. 1) Учился в Ленинградском художественном училище, в 1928 г. окончил Государственный институт сценического искусства. В кино — с 1924 г. Работал в мастерской ФЭКС. Руководил актерской мастерской на «Ленфильме». В 1944-1946 гг. возглавлял Центральную студию документальных фильмов. Действительный член Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) с 1943 г. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР в 1950-1958 гг. Доктор искусствоведения (1946), профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946). Член Союза писателей СССР. Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950 г.). Секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Народный артист СССР (1948). Награжден орденом Ленина (1966), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1950), орденом Красной Звезды (1944) и чехословацким орденом Белого Льва III степени. Трижды лауреат Сталинской премии 2) (1941, 1949, 1951), лауреат Государственной (1971) и Ленинской премии (1984). Герой Социалистического Труда (1974). Герасимов был женат на актрисе Т.Ф. Макаровой (1907-1997, народная артистка СССР). У них был приемный сын Артур Сергеевич Макаров (1931-1995 гг.; сценарист). Среди постановок С.А. Герасимова такие фильмы, как «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1958) и др. Несмотря на явную благосклонность сталинского руководства к С.А. Герасимову, на деле не все обстояло так гладко. Например, кинофильм «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева), получивший высокую оценку на всех предварительных просмотрах, был самым решительным образом осужден в Кремле. Фильму (и роману) приписывались серьезные идейные ошибки: неполноценные образы большевиков-подпольщиков, попавших по своей беспечности в лапы гитлеровцев, не по возрасту мудрое поведение молодых героев Краснодона, особенно их вожака — Кошевого, неоправданная паника во время эвакуации, словно ее не было и не могло быть, когда враг оказался на подступах к городу. Не помогло и аргументированное выступление Фадеева на совещании у Сталина, проходившее с участием Жданова, Молотова, Ворошилова... Большие усилия потратил Герасимов на переделку фильма. Она велась параллельно с работой Фадеева над романом. Это задержало выход фильма на экраны почти на полтора года. ...Особенно придирчиво относился Сталин к собственному изображению. Достаточно было Герасимову, под руководством которого снимался фильм, посвященный Ялтинской конференции союзников, показать генералиссимуса в равном положении с Рузвельтом и Черчиллем, чтобы это встретило крайнее недовольство. Фильм пришлось переделывать: предоставлять больше места советскому лидеру, добавлять его «крупные планы», подчеркивать его превосходство перед союзниками. Все это было исполнено, но Герасимов долго пребывал в немилости за допущенную оплошность. Примечания1) В 1943 г. руководство «Мосфильма» решило открыть студию под названием «Русьфильм». Собрался актив. Центральным было выступление директора сценарной студии Астахова. «Вышел он на трибуну и произнес великое вступление. Есть-де, мол, украинская кинематография, есть грузинская, есть казахская. А русской до сих пор не было. Только отдельные явления были. И теперь нужно создавать русскую кинематографию. И в русской будут работать русские кинорежиссеры. Вот, например, Сергей Аполлинарьевич Герасимов. Это чисто русский режиссер. Не знал бедный Астахов, что у Герасимова-то мама еврейка» (Ромм М. Устные рассказы. М:, 1989. С. 78). 2) «Заслуги кинематографистов щедро одаривались Сталинскими премиями, званиями, орденами. Сталин иногда сам напоминал Большакову (министр кинематографии СССР. — Сост.): "Не забудьте представить фильм к Сталинской премии". Кто же мог забыть?! В кинематографической среде дело доходило до своеобразного соревнования: кто больше наберет Сталинских премий. Будущие лауреаты определялись заранее, по работе над картинами, обреченными на лауреатство. Премии делились режиссерами и операторами в зависимости от количества уже уместившегося на груди золота и серебра (первая — вторая степени), были своеобразной разменной монетой. Сталинские награды служили мерилом благосклонности вождя. И вождь умело ими пользовался. Ему было лестно иметь на своей стороне видных мастеров искусства, способных прославить свое имя. Не случайно награждались и те фильмы, которые вначале он резко критиковал, а затем исправленные по его личному указанию. Действовало старое испытанное средство "кнута и пряника". Однако далеко не всем пришлось вкусить пряника с его стола. На долю многих, очень многих, достались черствые сухари» (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. 99, 115, 117). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |