Геловани Михаил Георгиевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Геловани Михаил Георгиевич

1892-1956

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Геловани е в образе Сталина.

Геловани Михаил Георгиевич (25.12.1892 - 21.12.1956), актер, народный артист СССР (1950), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1947, 1950). С 1913 играл на сцене в Батуме, в 1936-39 - в Тбилисском театре имени Ш. Руставели. Благодаря внешнему сходству и характерному грузинскому акценту был официально избран на роль И.В. Сталина в спектаклях по пьесе Ш. Дадиани "Из искры...", по пьесе Н. Погодина "Человек с ружьем" и т.д., став одним из первых актеров, игравших вождя. С 1924 снимался на Госкиностудии Грузии, в т.ч. в фильмах "Три жизни" (1925), "Последний маскарад" (1934), "Золотистая долина" (1937) и т.д. Сыграл роль Сталина в фильмах "Великое зарево" (1938), "Человек с ружьем" (1938), "Выборгская сторона" (1939), "Ленин в 1918" (1939), "Валерий Чкалов" (1941), "Оборона Царицына" (1942), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1950). В 1942-48 артист МХАТа (Москва). Любимый актер Сталина. По собственному заявлению, его успех стал его трагедией как актера, т.к. ему перестали предлагать какие бы то ни было другие роли в фильмах. Критика восторженно писала, что Геловани "правдиво воспроизвел образ вождя", что "он стремился передать мудрость вождя, его неразрывную связь с народом, величие и простоту, стальную революционную волю, исключительные обаяние и честность". Умер от сердечного приступа.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000


ГЕЛОВАНИ Михаил Георгиевич (1893-1956). Актер театра и кино, народный артист СССР (1950). С 1913 г. — на сцене театров Батуми, Баку, Кутаиси, Тбилиси, Москвы. С 1924 г. — в кино. Благодаря физическому сходству и с одобрения Сталина был приглашен играть его в театре и кино. Многие годы он был монополистом в этой роли. Начав сниматься в одном из ранних фильмов М. Чиаурели ("Великое зарево"), 1) Геловани приглашался на роль Сталина из картины в картину, что устраивало многих режиссеров — «не болела голова» в поисках актера на такую рискованную роль.

Потомок лечхумских князей Геловани исполнял роли Сталина в спектаклях: «Из искры», «Человек с ружьем», в кинофильмах: «Великое зарево» (1938), «Человек с ружьем» (1938), «Выборгская сторона» и «Ленин в 1918 году» (1939), «Член правительства» (1940), «Валерий Чкалов» (1941), «Клятва», (1945), «Оборона Царицына» (1942), «Падение Берлина» (1950) и др. Именно такие картины навязывали мысль, что без Сталина — Ленина наших дней — не могла обойтись ни одна историческая акция в ходе строительства социализма, что без него советский народ никогда бы не выиграл войну.

У Геловани был лишь один «недостаток» — ростом он был заметно выше Сталина. Режиссерам и операторам приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы «укоротить» его на экране. Но все же труднее всего было актерам, которые были ростом выше Геловани. Когда в конце 40-х годов кинооператор Роман Кармен приехал на киностудию «Мосфильм», где М. Чиаурели снимал очередной фильм, прославляющий Сталина, он увидел такую картину: Геловани прохаживается перед съемочной камерой, а за ним — не как-нибудь, на корточках! — следуют артисты Зубов (в роли Молотова) и Толубеев (в роли Ворошилова). «Миша, — спросил Кармен, — в чем дело?!», Чиаурели ответил шепотом: «Никто не имеет права быть выше Сталина»  2)

Геловани долгое время был любимым актером Сталина. Но в какой-то момент Сталин решил, что этот грузинский актер страдает национальной ограниченностью и не вполне соответствует образу «вождя народов». Он сказал министру кинематографии Большакову: «У Геловани сильный грузинский акцент. Разве у меня такой акцент? Подумайте о подходящем актере на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских». Выбор пал на театрального актера Алексея Дикого. Кинопроба, показанная Сталину, получила высочайшее одобрение.

Геловани был удостоен многих наград, в том числе четырех сталинских премий (1941, 1942, 1947, 1950).

«Однако вскоре после смерти Сталина Геловани был изъят из кинематографического обращения. Все кадры с ним были вырезаны, и фильмы с участием Геловани остались лишь в Госфильмофонде и зарубежных фильмотеках. Артист Б. Тенин 3) написал в своих неопубликованных заметках: "Роль Сталина была для Геловани — хорошего артиста и художника — надгробной плитой. Режиссеры и в кино, и позже в театре обходили его за версту. Злая воля деспота приписала его к одной роли, и он ничего не мог изменить в своей судьбе. Очевидно, ему суждено было умереть Сталиным. В последние два-три года жизни его как будто подменили: он был тих, сосредоточен и неразговорчив. Он говорил мне: "Боречка, мне очень плохо... так плохо мне не было никогда".

Он умер от сердечного приступа 21 декабря — в день рождения Сталина, и это воспринимается как фатальное, но в чем-то объяснимое явление. Выйти из образа Сталина ему оказалось значительно труднее, чем войти в него» (Бернштейн. А. В роли Сталина // Огонек. 1989. №50. С. 18-19).


Примечания

1) Режиссер М. Чиаурели рассказывал, что после окончания просмотра Сталиным фильма «Великое зарево» (в зале сидели также В. Молотов, К. Ворошилов, М. Чиаурели и руководитель Главного управления кинематографии С. Дукельский) возникла длительная и довольно неприятная пауза. Сталин молча поднялся с места, пошел к выходу и, вдруг остановившись в открытых дверях, сказал: «А я не знал, что, оказывается, я такой обаятельный. Хорошо!»

2) Это «никто не имеет права быть выше» ярко характеризует личность Сталина. В 1960-е годы были опубликованы воспоминания Л.О. Мартовой-Дан о встрече с Бухариным в Париже, куда он приехал в 1936 г. вместе с Адоратским для ведения переговоров о покупке архива К. Маркса. Во время встречи зашла речь о Сталине. «Вот Вы говорите, что мало его знаете, а мы-то его знаем, — сказал Бухарин, — он даже несчастен от того, что не может уверить всех, даже самого себя, что он больше всех, и это его несчастье, может быть, самая человеческая в нем черта, но уже не человеческое, а что-то дьявольское есть в том, что за это самое свое „несчастье" он не может не мстить людям, всем людям, а особенно тем, кто чем-то выше, лучше него... Если кто лучше него говорит, он — обречен, он уже не оставит его в живых, ибо этот человек вечное ему напоминание, что он не первый, не самый лучший; если кто лучше пишет — плохо его дело, потому что он, именно он должен быть первым русским писателем».

3) Б.М. Тенин (1905-1980) — актер, народный артист СССР (1981). Лауреат Сталинской премии (1948).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС