Геккель Эрнст |
|
1834—1919 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эрнст ГеккельГеккель Эрнст (1834—1919) — немецкий биолог-дарвинист, известен своими выступлениями в защиту эволюционной теории Дарвина и естественноисторического материализма. Геккель высказал ряд теоретических положений, направленных на дальнейшее развитие дарвинизма, — биогенетический закон, учение о филогенезе, идею естественного возникновения жизни из неорганических веществ. Геккель углубил представление Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Широкую популярность Геккелю принесла книга «Мировые загадки» (1899), в которой ученый разоблачал религиозно-идеалистическое мировоззрение и отстаивал материалистические взгляды на природу. Против этой книги выступили сторонники идеалистической философии и религии, идеалистически настроенные естествоиспытатели. В защиту Геккеля выступили передовые ученые, высокую оценку «Мировым загадкам» дал Ленин (Т. 18. С. 367—378). Геккель официально порвал с религией и церковью. Однако он не всегда был последователен, допускал отступления от материализма и атеизма, предлагая заменить официальную религию верою в бога-Природу (в духе пантеизма Спинозы). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 84.
Геккель (Haeckel) Эрнст (16.2.1834, Потсдам,— 9.8.1919, Йена), немецкий биолог, учёный-материалист. Наиболее известны труды Геккеля по развитию эволюционного учения и популяризации основ естественнонаучного материализма. В книге «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937), положительное значение которой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370—71), Геккель отстаивал материалистическое мировоззрение в противовес идеализму и агностицизму. В своей методологии Геккель противопоставлял индукцию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.-20, с. 540—43). На основе теории Дарвина о происхождении видов Геккель развил учение о закономерностях происхождения и развития живой природы, пытаясь проследить генеалогические отношения между различными группами живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного древа». Ключом к познанию филогенеза, по Геккелю, служит изучение развития особи — онтогенез. В трактовке движущих сил эволюции Геккель проявлял непоследовательность, пытаясь эклектически соединить принципы Дарвина и Ламарка. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Совр. знания о филогенетич. развитии человека, СПБ, 1899; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюц. идею, СПБ, 1909; Естеств. история миро-творения, т. 1—2, СПБ.И914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924. Литература:Ушман Г., Определение Э. Г. понятия «экология», в кн.: Очерки по истории экологии, М., 1970, с. 10—21; S eh m i d t H., Ernst Haeckel. Leben und Werke, B., 1926; Ernst Haeckel, hrsg. v. V. Franz, Bd l—Sein Leben, Denken und Wirken, Jena, 1943.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |