аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед

1059-1111

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед аль-Газали

Газали, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран,— декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульманского права. Занимаясь философией, Газали пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистических построений, что вызвало у него глубокий психологический кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Газали 11 лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.

Основное сочинение Газали — огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-дин», т. 1—4, 1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозможности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Газали не отрицает достоверности построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Газали, возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивида. В «Самоопровержении философов» («Тахафут аль-фаласифа», 1927) Газали подверг резкой критике известные ему философские системы, особенно восточный аристотелизм (Фараби, Ибн Сина), дав в то же время его классическое изложение в работе «Стремления философов» («Макасид аль-фаласифа»); в силу этого в средневековой Европе долгое время считался одним из представителей аристотелизма. Против мистического теизма Газали выступил Ибн Рушд. Система Газали во многом явилась философско-теологическим формулированием монотеистического суфизма, который Газали объединил с умеренным ортодоксальным исламом.

Идеи Газали оказали воздействие на развитие мусульманской философии, средневековой еврейской философии (Маймонид, Бахья ибн Пакуда и др.) и европейских мистических учений (Луллий, Экхарт и др.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

Литература: Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-Ghazäll, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J., La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966.


Вернуться на главную страницу Газали

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС