Гастев Алексей Капитонович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гастев Алексей Капитонович

1882-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алексей Капитонович Гастев

Гастев Алексей Капитонович (1882-1941), поэт, один из зачинателей научной организации труда (НОТ) в СССР. Член РСДРП с 1901, большевик. В 1908 от партии отошёл. Чл. ВКП(б) с 1931. Из семьи учителя. В 1917-18 секр. ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов; в 1918 чрезвычайный комиссар Сормовского завода, затем работал в управлениях ряда заводов Харькова, Николаева, Москвы. В январе - апреле 1919 зав. отделом искусств, чл. коллегии Наркомпроса Украины. В 1920 создал Центральный ин-т труда (ЦИТ, до 1938 - руководитель). Осн. поэтич. сб. Гастева - "Поэзия рабочего удара" (1918). В 1921 вышла последняя книга стихов Гастева - "Пачка орденов".

+ + +

Гастев Алексей Капитонович (26.09.1882–1941), один из зачинателей научной организации труда (НОТ).

В 1920 организовал в Москве Центральный институт труда, которым руководил до 1938. Автор работ по рациональной организации и культуре труда. Предвосхитил ряд идей, ставших впоследствии составной частью раздела науки об управлении – кибернетики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Гастев Алексей Капитонович [26.9(8.10).1882, Суздаль — 1939(?)] — поэт, прозаик.

Родился в семье учителя. Мать Гастева была портнихой. Рано лишился отца. Учился в городском училище на технических курсах. Поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за участие в политической демонстрации.

С 1901 член РСДРП. За революционную пропаганду был выслан сначала в Суздаль, затем в Вологодскую губ.

В 1904 из ссылки Гастеву удалось бежать за границу. Жил в Париже, работал слесарем, учился в Высшей школе социальных наук.

В период революции 1905-07 Гастев — снова в России (на нелегальном положении вплоть до 1917). Председатель Костромского Совета рабочих депутатов, руководитель боевой дружины.

В 1906 был арестован и выслан в Архангельскую губ., откуда бежал за границу.

С 1907 по 1910 живет в Петербурге, работает в трамвайных парках, участвует в профсоюзном движении.

В 1908 вышел из РСДРП.

С 1910 живет в Париже, работает на заводах, сотрудничает вместе с А.Луначарским, П.Бессалько, Ф.Калининым в Лиге пролетарской культуры (организация русских литераторов-рабочих).

Первый рассказ Гастева «За стеной» (из жизни политических ссыльных) был напечатан в 1904 в газете «Северный край» (Ярославль) (под псевдонимом И.Дозоров). Тогда же в Женеве отдельной книжкой вышел рассказ Гастева «Проклятый вопрос» (под псевдонимом А.Одинокий). Герой рассказа, рабочий-революционер, мучительно размышляет о любви, «живет между страстью и сознанием».

В 1913 в ряде сентябрьских номеров большевистской газете «Правда труда» (под псевдонимом И.Дозоров) был опубликован рассказ «В трамвайном парке», в основу которого были положены действительные события, свидетелем и участником которых был Гастев (несчастный случай, повлекший волнения трамвайных рабочих). В рассказе отчетливо различима поэтика будущего Гастева: фотографичность, моментальность в изображении происходящего, минимальная описательность в передаче жеста, движения, особая чуткость к звукам, к «гулам», «аккордам». Рассказ «В трамвайном парке» позднее вошел в книгу Гастева «Поэзия рабочего удара», писавшуюся им с 1911 и увидевшую свет в 1918. Произведения, составившие «Поэзию рабочего удара», стихи и рассказы (что весьма условно: проза Гастева интонационно тяготеет к стихам, и наоборот) наполнены предчувствием прихода революции, радостью рождения нового героя, вселенского пролетария, чей образ неотделим от гигантского крана, легко поднимающего горный кряж Гималаев. Этот подъемный кран в сознании поэта — живое существо, способное не только заразить «своими железными думами миллионы строителей-работников», но и вместе с ними «невиданно задерзить» («Кран»). «Лирикой железа» (авторское определение) наполнены и такие произведения, как «Экспресс» и «Башня» (первое — о будущем Сибири, второе — восхищение Эйфелевой башней). Эту лирику Гастева объединяет и время создания — вторая ссылка автора.

«Чтобы написать эту вещь,— говорил о создании "Экспресса" Гастев,— нужно было предварительно посидеть, по счастливой случайности, в нарымской каталажке около трех месяцев и изучить как сибирскую литературу, так и послушать различного рода занятнейшие рассказы сибиряков» ([Предисл.] // Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1964. С.27). Еще до выхода отдельным изданием (отдельные части книги публиковались по преимуществу в большевистских дореволюционных газет, а во время Октября читались перед рабочими и красноармейцами) книга Гастева получила широкую известность и признание. «Это,— писал В.Хлебников,— обломок рабочего пожара, взятого в его чистой сущности, это не ты и не он, а твердое я пожара рабочей свободы, это заводской гудок, протягивающий руку из пламени, чтобы снять венок с головы усталого Пушкина — чугунные листья, расплавленные в огненной руке» (О современной поэзии // Хлебников В. Творения. М., 1987. С. 633). Эта «стихопроза» Гастева (ритмическая основа которой, с одной стороны, исходит из поэтики трактата Ф.Ницше «Так сказал Заратустра», с другой — предвосхищает более чем на полвека некоторые элементы рок-культуры) своеобразно сочеталась с установками и декларациями Пролеткульта: «Мятежи мысли загуляли по земле. / Что нам затонувшие суда, рухнувшие виадуки, вокзалы, города, государства? / Что гиганты-горы?» Или: «На прощанье мы им сделали идолов. / Таких, каких они просили. / Но в глаза мы всадили рубины, а головы идолам подняли» («Мы всюду»).

«Поэзия рабочего удара» выдержала 6 прижизненных переизданий (последнее состоялось в 1926) и в конечном счете соединила под одной обложкой самые гиперболизиро-ванно-романтические сочинения Гастева, а именно к таким можно отнести ее завершающую часть — «Слово под прессом», более известную под названием «Пачка ордеров» (1921). Пресс в данном случае надо понимать буквально, т.е. устройство для холодной обработки металлов; ордер — технологическая записка. Например, «Ордер 04»: «Призмы домов. / Пачка в двадцать кварталов. / В прессе ее / Сплющить в параллелограмм. / Зажать до 30 градусов. / На червяки и колеса. / Квартало-танк. / Движение диагональю. / Резать улицы не содрогаясь. / Лишняя тысяча калорий работникам».

В отличие от поэтов Пролеткульта («поэт железа и огня» М.Герасимов, «железный мессия» В.Кириллов и др.), отрицавших классическое искусство, но сохранивших русскую метрическую традицию, Гастев был наиболее радикальным поэтом. В его творческом наследии выглядят исключениями из правила стихи «Я люблю», «Первый луч» и «Дума работницы» (стихи с ярко выраженными фольклорными элементами).

В предисловии к известной антологии И.Ежов, отнесший Гастева к «поэтам металла», писал: «Положение пролетариата как класса и коммунистическая идея придают пролетарской поэзии интернациональный и космополитический характер, ибо мы всюду» (Русская поэзия XX в.: Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925. С.LV). «Всюду», т.е. мировая революция стала для Гастева почти реальностью. Безграничная художественная фантазия поэта создает образ колоссальной арки в виде обнявшихся рабочих, размеры которой сместили земную орбиту, и поэтому революция выходит на просторы Вселенной. Под этой аркой строятся в колонны «дредноуты, танки, мосты, станки, пулеметы, солдаты, сумасшедшие, калеки, младенцы...» («Арка в Европе»). Свое творчество Гастев понимал в первую очередь как работу на революцию. Ссылка или тюрьма предоставляли время на такую работу: «Мы как будто оставались не у дел и должны были браться за художественное перо. Отсюда страшная гипертрофия увлечения в этой литературе чем-то особенным, претензия на проведение новых путей, которые крестились пролетарскими, сверхпролетарскими и т.д.» (Поэзия рабочего удара. С. 29).

Дальнейшая биография Гастева выглядит так: 1917-18 — секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих металлистов.

В 1919 он возглавляет Всеукраинский Совет искусств.

В 1920 им был организован в Москве Центральный институт труда при ВЦСПС (ЦИТ), возглавляемый им до 1938.

С 1931 — член ВКП(б). Работу в ЦИТ Гастев считал главным делом своей жизни. В очерках-рекомендациях «Восстание культуры» (1923) и «Как надо работать» (1921-27) Гастев призывает к творческому взгляду на мир, на самые простые, окружающие человека вещи: молоток, нож, топор. Написанные в доступной форме, эти книги уже не несут идей мировой революции, космополитизма и космизма, свойственных пролеткультовцам, но, наоборот, наполнены тревогой ученого и государственного деятеля за судьбу Родины, за ее слабую производственную культуру, под которой Гастев понимал и культуру в целом.

В 1938 Гастев был репрессирован, реабилитирован посмертно.

В.А.Прокофьев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 465-467.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Индустриальный мир. Харьков, 1919;

Время. М., 1923;

Трудовые установки. М., 1924;

Новая культурная установка. 2‑е изд. М., 1924;

Установки производства методом ЦИТа. М., 1927;

Нормирование и организация труда. М., 1929;

Как надо работать. 2-е изд. М., 1972.

Поэзия рабочего удара: Как надо работать: Практическое введение в научную организацию труда / предисл. С.Кирсанова. 2-е изд. М., 1972.

Литература:

Назаров И.Л. Встречи и письма. Владимир, 1957;

Паперный 3. Волевое слово // Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1964;

Луначарский А. Отзыв о «Поэзии рабочего удара» // Вопросы литературы. 1964. №1;

Карпов А.С. Стих и время. М., 1966;

Раков В.П. Поэзия труда и борьбы // Вопросы истории и теории литературы. Челябинск, 1968. Вып.3;

Перцов В. А.Гастев // Перцов В. Современники. М., 1980. Т.1;

Кормилов С.И. Поэтика метризованной прозы (советский период) // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1991.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС