Гачев Георгий Дмитриевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гачев Георгий Дмитриевич

1929-2008

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Георгий Дмитриевич Гачев

Гачев Георгий Дмитриевич (01.05.1929, Москва - 23.03.2008, Москва) - философ, культуролог, эстетик, докторр филологических наук. Окончил филологический ф-т МГУ (1952). В 1957-1961, 1963-1971 годы младший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В 1965 году принят в Союз писателей. В 1972-1985 году - младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986-2008 годы - старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006). Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за сравнительно короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, где эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе (Жизнь художественного сознания. М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Гачев подчеркивал, что русская литература в XIX веке была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной русской философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм; доказывал, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства - варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие. Главный труд Гачева - многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е - 2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Гачев разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его «энтелехию», его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие «национальный Космо-Психо-Логос»: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в мировоззрении досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека - «тело отсчета» в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «при-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника («жизнемысли»), внутри которого писал свои трактаты и исследования.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 126.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Ускоренное развитие литературы. М., 1964, 2-е изд.: Неминуемое. М., 1989; Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968,2-е изд. - 2008; М„ 1980; Национальные образы мира. М., 1988; Русская дума: Портреты русских мыслителей. М,, 1991; Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991; Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992; Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993; Русский Эрос. М., 1994,2-е изд. - 2004; Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995,2-е изд. - 2007; Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997; Воображение и Мышление. М., 1999; Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999; Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама. М., 2002; Кавказ: Грузия, Азербайджан, Армения. М., 2002; Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие). М.» 2007; Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М., 2008; Ментальности народов мира. М., 2003,2-е изд. - 2008; Дневник современного философа (в соавт.). М., 2010; Образы Божества в культуре. Национальные варианты. М., 2014.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС