Фуко, Мишель |
|
1926–1984 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мишель Фуко
Фуко (Foucault) Мишель Поль (р. 15.10.1926, Пуатье), французский философ, историк и теоретик культуры, один из представителей французского структурализма. Главная цель исследований Фуко — построение особой дисциплины («археологии знания»), изучающей исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры преимущественно на материале основных областей гуманитарного знания — филологии, психологии, психиатрии и др. Согласно Фуко, эти предпосылки определяются господствующим в культуре того или иного периода типом семиотического отношения, или отношения «слов» и «вещей». Фуко выделяет три скачкообразно сменяющие друг друга системы таких предпосылок (три эпистемы): возрожденческую, классический рационализм и современную. В «Археологии знания» («L'archeologie du savoir», 1969) главным предметом анализа становятся так называемые дискурсивные (речевые) практики, сосуществующие внутри одной эпистемы; их взаимодействия определяют как «слова», так и «вещи», т. е. как средства культуры, так и её объекты. В работах «Надзор и наказание» («Sur-veiller et punir», 1975), «Воля к знанию» («La volonte du savoir», 1976 — первый из шести задуманных томов по истории сексуальности в Европе) Фуко выводит описываемые им системы мыслительных предпосылок из функционирования определенных социальных институтов (отношения «власти» как условия «знания»). Проблемы социальной обусловленности познания Фуко рассматривал и в других работах («Безумие и неразумие. История безумия в классический век» — «Folie et deraison. Hisloirc de la folic a l'age classique», 1961; «Рождение клиники» — «Naissancü de la clinique», 1963). Фуко убедительно показывает исторически преходящий характер отдельных понятий, теорий, социальных институтов, однако не соотносит эти изменения с общей диалектикой социальных процессов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: в рус. пер.: Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, М., 1977. Литература: Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974; Автономова H. С., Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; её же, От «археологии знания» и «генеалогии власти», «ВФ», 1978, № 2; Guеdеz A., Foucault, Р., 1972; Lесоurt D., Pour line critique de l'ipistÄmologie. Bachelard. Canguilhem. Foucault, P., 1972; Kremer - Marietti A., Foucault et l'archeOlogie du savoir, P., 1974. Вернуться на главную страницу Мишеля Фуко
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |