Фудель Иосиф Иванович |
|
1864-1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иосиф Иванович ФудельФудель Иосиф Иванович (25.12(6.01). 1864 - 2(15). 10.1918) - церковный публицист. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1887 году познакомился с К. Н. Леонтьевым, под влиянием которого перешел в православие. С благословения о. Амвросия Оптинского бросил службу и в 1889 году был рукоположен во священника в г. Белосток. В 1892 году переведен в Москву священником Бутырской тюрьмы, где прослужил до 1907 года. С 1907 года - священник Николо-плотницкой церкви на Арбате. Сотрудничал во многих газетах и журналах; всего им опубликовано около 250 статей и брошюр. Был знаком с Розановым. Фудель собирал материалы о Леонтьеве и работал в его архиве; собранным он делился с В. С. Соловьевым и Бердяевым, когда они работали над своими грудами о Леонтьеве. О статье Фуделя «Культурный идеал К. Леонтьева» В. Соловьев писал, что «это совершенно верный взгляд на Леонтьева». В 1912-1913 годы издал 9 из задуманных 12 томов Собрания сочинений К. Н. Леонтьева. Фудель - член Кружка ищущих христианского просвещения; был дружен с Флоренским. 80-е годы XIX века Фудель считал переходным периодом, «временем прозрения», когда разгораются идеалы нравственного совершенствования, служения народу, живого отношения к делу. Молодежь прозревает и начинает понимать, что посредством западного рационализма не найти ни смысла жизни, ни «справедливых основ общественной жизни». Фудель полагал, что именно народничество способно указать пути от западничества к славянофильству. Интеллигенция стоит перед выбором, что она должна понести в народ. Либо интеллигентские умствования, заимствованные на Западе, способные привести Россию лишь к вырождению и разрушению; на этом пути нельзя достигнуть единения интеллигенции и народа, и это движение в существе своем есть «лженародничество». Либо интеллигенция пойдет в народ развивать сознательное отношение к вере, истине и Церкви; лишь на почве православия может произойти соединение интеллигенции и народа. Народничество может быть лишь «православным народничеством», и лишь на его основе может обновиться Россия. Фудель считал, что судьба культуры и даже судьба государства находятся в зависимости от того, в каком духе воспитывается народ (см.: Народное образование и школа. М., 1897. С. 2). До сих пор хождение интеллигенции в народ разрушало миросозерцание народа; подлинное просвещение должно развивать народ на почве духовных начал самого народа. Представляет интерес оценка Фуделем творческого наследия К. Н. Леонтьева. Он рассматривал его не в качестве публициста или философа, но как «художника мысли»: «Он мыслит образами, и яркие картины, которые могли бы служить хорошею иллюстрацией доказанной мысли, очень часто заменяют ему всякие логические доказательства. В этом и сила и слабость К. Леонтьева: сила - потому, что художественное чутье возводит его на ту высоту познания, которая недоступна логическому анализу; слабость же заключается в том, что эта особенность К. Леонтьева мешает правильному пониманию его мыслей» (Культурный идеал К. Н. Леонтьева// Лит. учеба. 1992. № 1/3). С. М. Половинкин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 742-743.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Наше дело в Северо-Западном крае. М., 1893; Основы церковно-приходской жизни. 2-изд. М., 1894; Воспоминания о С. Н. Фишер // Богословский Вестник 1913. № 12; К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях // Русская мысль. 1917. № 12. Литература:Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990; Письма В. В. Розанова И. И. Фуделю // Леонтьев К. Избр. письма. Спб., 1993; Соловьев В. С. Леонтьев // Соч. М., 1990. Т. 2; Бердяев Н. А. Константин Леонтьев // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991; Фудель С. И. Собр. соч.: В 3 т. М., 2001. Т. 1.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |