Фромм, Эрих |
|
1900–1980 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эрих ФроммФромм Эрих (1900–1980). Немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. Акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов. По его мнению, человек как биологический вид возник в тот момент, когда детерминация поведения инстинктами достигла минимума, а развитие мозга – максимума. От животного человека отличает наличие таких качеств, как разум, самосознание и воображение. Их возникновение порождает ситуацию неопределенности, осознание своей отдельности, одиночества. Это осознание становится источником тревоги, вины и стыда. Фромм указывал на наличие исторических противоречий индивидуальной и социальной жизни, исторически обусловленных и в принципе разрешимых. Необходимость постоянного разрешения противоречий существования человека и поиска все более высоких форм единства с природой, другими людьми и самим собой является, по его мнению, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений. В работе “Здоровое общество” Фромм дает классификацию специфических человеческих потребностей: 1. Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество, отделенность, изолированность). Конструктивным путем ее удовлетворения является любовь; при невозможности ее реализации возникают паллиативные формы в виде “симбиоза” в подчинении или овладении. Предметом “симбиоза” могут являться люди или внешние силы. Полная неудача в обретении приобщенности выражается в нарциссизме – патологической фиксированности на себе, неспособности к установлению связей с окружающим миром и его объективному восприятию. 2. Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Неудовлетворенность человека собственным положением случайного, пассивного, бессильного создания порождает стремление стать “творцом”, быть созидательно активным. Негативным вариантом удовлетворения этой потребности является разрушительность, стремление к самоутверждению в деструкции. 3. Потребность в укорененности и братстве. Разрыв естественных связей, невозможность возврата к доиндивидуальному существованию вынуждают каждого взрослого человека к поиску помощи, близких межличностных отношений, защиты. Оборотной стороной этой потребности является “инцест”, трактуемый как некритическая связанность индивида с общностью: семьей, родом, государством, церковью. В современных обществах, по мысли Фромма, распространены такие формы “инцестуальной связи”, как национализм и квазипатриотизм. 4. Потребность в чувстве тождественности. Человек, с его разумом и воображением, нуждается в представлении о самом себе, в способности почувствовать себя субъектом своих действий, в обретении индивидуальности. Отсутствие подлинно индивидуального чувства тождественности компенсируется его заменителями, которыми являются чувства принадлежности к нации, религии, социальному классу, роду занятий. В этом случае имеет место “стадная” идентичность, прикоторой чувство тождественности покоится на чувстве безусловной принадлежности к толпе. 5. Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Их основой является неопределенность человеческой ситуации и необходимость в силу этого сформулировать систему координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни. Характер позволяет человеку действовать последовательно и “разумно” (целенаправленно), а также задает возможность его приспособления к обществу. Каждое общество для своего устойчивого существования также нуждается в соответствии характеров своих членов социоэкономической ситуации. Приспособление индивида к обществу первоначально происходит в семье – “психическом посреднике” общества, – транслирующей нормы и ценности данной культуры от родителей к детям. Факт сходства значимых черт характера у членов одной культуры позволяет говорить о формирующемся под влиянием социально-экономической структуры общества “социальном характере”. Этот “характер” определяется как основное ядро структуры характеров большинства членов группы, развившееся как результат фундаментального опыта и образа жизни, общего для данной группы. Он является основным элементом в функционировании общества и в то же время “приводным ремнем” между экономическим базисом и идеями, господствующими в обществе. С одной стороны, этот “характер” направляет поведение индивидов в направлении, соответствующем потребностям общества; с другой стороны, он делает такое поведение нормой и формирует его внутреннюю мотивацию, зачастую неосознаваемую. Несоответствие “характера” изменившимся социально-экономическим реалиям делает его дисфункциональным элементом общества. По мнению Фромма, существовавшие в истории типы обществ не отвечают подлинным нуждам человека. Репрессивность общества проявляется в манипуляции сознанием, в вытеснении в “социальное бессознательное” нежелательных, с социальной точки зрения, устремлений как негативных, так и позитивных. Всякое побуждение или мысль допускается в сознание только по прохождении “социального фильтра”, включающего язык, присущую данному обществу логику мышления и социальные запреты – табу. Символика бессознательного связывается с социокультурно заданными внутрипсихическими конфликтами. Целью спасительной для людей психоаналитической терапии становится, согласно Фромму, “дерепрессия” – осознание позитивных человеческих потенций и достижение их баланса с социальной дееспособностью. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011. Вернуться на главную страницу Фромма
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |