Фрейд (Freud) Зигмунд |
|
1856-1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Зигмунд Фрейд
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог и невропатолог, создатель психоанализа. После окончания гимназии получил медицинское образование в Венском ун-те. С 1876 по 1882 работал в лаборатории венского физиолога Эрнста фон Брюкке в качестве его помощника. За это время написал ряд монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1882 устраивается на работу в венскую больницу общего профиля, а через год становится ассистентом анатома Теодора Мейнерта. В 1885 получает должность приват-доцента (преподает курс по невропатологии). Получив вскоре после этого стипендию для научной командировки, проходит стажировку в руководимой Ж.-М. Шарко клинике Сальпетриер в Париже. Здесь он изучает истерию и знакомится с гипнотическим методом. С 1886 стал заниматься частной медицинской практикой, в ходе которой применял электротерапию и гипноз. К середине 1890-х годов вместе с Й. Брейером. старшим коллегой и протеже Ф., занимается разработкой собственной психоаналитической теории и техники лечения. Их совместная книга «Очерки об истерии» (1895) считается первой психоаналитической работой. В ней впервые упоминается термин «перенос» и дается описание невроза навязчивых состояний и фобий. Летом 1897 начинает самоанализ, а в октябре того же года открывает «эдипов комплекс». В результате Ф. отказывается от «теории психической травмы» Ж.-М. Шарко, которой придерживался в течение ш лет, и приходит к мысли, что психо-неврозы - результат вытеснения в бессознательное детских неприемлемых сексуальных влечений, входящих в конфликт с нормами культуры. Результатом подобного переосмысления стала публикация ряда книг: «Толкование сновидений» (1899), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и др., что привело Ф. к созданию первой топологической модели работы психического аппарата. В основе учения Ф. о работе психического аппарата лежало представление о взаимодействии двух противоположно направленных переменных величин с противоположными знаками заряда и трех регуляторов. В топологической модели роль противоположно направленных переменных величин была отведена влечению Я к самосохранению и сексуальному влечению, а роль регуляторов - бессознательному, предсознанию и сознанию. Психобиологическая теория влечений привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления. С 1902 года вокруг Ф. начинает складываться кружок его первых венских последователей (М. Кахане, Р. Рейтлер, А. Адлер, В. Штекель), которые стали участниками «Психологических сред», проводившихся в доме Ф,; в 1907 к нему присоединяются швейцарские и немецкие психотерапевты. В 1908 на основе этого кружка возникло Венское психоаналитическое объединение. В 1908 в Зальцбурге проходит 1-й Международный психоаналитический конгресс. Размежевание с прежними сторонниками Ф., А. Адлером и К.Г. Юнгом, и их отлучение от психоанализа приводит к выработке жестких критериев того, что относится к психоанализу. В частности, Ф. считал перенос и сопротивление, а также «эдипов комплекс», краеугольными камнями психоанализа. Данные взгляды изложены Ф. в полемической работе «Об истории психоаналитического движения» (1914). Столкнувшись в дальнейшем с такими проблемами, как военные неврозы, бессознательное чувство вины, негативна» терапевтическая реакция и т.д., которые было трудно объяснить с помощью топографической модели психики, Ф. был вынужден пересмотреть и расширить свою прежнюю теорию инстинктивных влечений и включить в нее некий агрессивный, или деструктивный, компонент. Все это привело основателя психоанализа в 1920-х гг. к созданию структурной модели психики, в которой классификация базировалась на психическом функционировании, а не на степени осознавания. Роль регуляторов в этой модели отводилась трем инстанциям психики: Я, Сверх-Я и Оно, а роль противоположно направленных переменных стали играть влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), между которыми Ф. усматривал некий пожизненный конфликт. Данные взгляды изложены Ф. в работе «Я и Оно» (1923). С сер. 1920-х гг. Ф. распространяет методы психоанализа на сферы социальной психологии, этнографии, социологии, художественного творчества, что находит отражение в таких его работах, как «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) и др. В этих работах Ф. опирался на ламаркистское учение о наследовании благоприобретенных признаков и на широкую трактовку «биогенетического закона» Э. Геккеля, суть которого заключается в том, что онтогенез повторяет филогенез. В свое время Ф. перенял у К.Г. Юнга метод филогенетических объяснений и впоследствии придерживался идеи наследственности, поскольку мог таким образом избегать необходимости учитывать фактор социального окружения. Взгляды Ф, на природу человека лежали в русле общепринятых представлений того времени, восходящих, в частности, к взглядам Платона о трех началах человеческой души - разумного, аффективного и вожделеющего. Такой взгляд на базисную природу человека приводил к ее восприятию как сцены непрекращающейся внутренней борьбы, где возможна лишь компромиссная и относительная стабильность. Поэтому, хотя Ф. и принял сторону ослабления вытеснения и проявления большей терпимости к влечениям, чем это дозволялось обществом его времени, он, тем не менее, полагал, что у человека существуют биологически детерминированные антисоциальные влечения, которые обществу необходимо подавлять ради своего выживания. В 1938 году после захвата Вены нацистами Ф. со своей семьей уезжает в Лондон, где в сентябре 1939 умирает от неоперабельного рецидива рака. Учение Ф. проделало путь от одного из специфических видов терапии до общей психологической теории в силу того, что разработанные основателем психоанализа психоаналитические концепции имели скрытые философские импликации, лежащие в сфере перехода от медицины к психологии, а от нее к метапсихологии. В своем психоаналитическом учении Ф. рассматривал философско-онтологическую проблематику, перенося ее в глубины человеческого существа. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 343-344. Сочинения: Сон и сновидения, М., 1997; Психология бессознательного. М,, 1990; «Я» и «Оно». Т. 1-2. Тбилиси, 1991; Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991; Психоанализ. Религия, Культура. М., 1992; Основные принципы психоанализа. М., 1992; Gesamrneite Schriften. Bd. 1-18, Stuttgart, 1966-1969. Литература: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997; Розен П. Фрейд и его последователи, СПб., 2005; Энциклопедия глубинной психологии. Т. х. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа, Наследие. М., 1998. Вернуться на главную страницу Фрейда
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |