Франк Семен Людвигович |
|
1877-1950 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Семен Людвигович Франк
С марксисткой точки зрения:Франк Семен Людвигович (1877— 1950) — русский философ. Обучался на юридическом факультете Московского университета; завершил образование в университетах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сборнике «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), редактировал еженедельники «Полярная звезда» и «Свобода культуры» (1905—1906). С 1912 — приват-доцент Петербургского университета; был проф. Саратовского (1917—1921) и Московского (1921- 1922) университетов. В 1922 выслан из Советской России; жил в Германии (1923—1937), во Франции (1937— 1945) и Великобритании (с 1945). От «легального марксизма» эволюционировал к идеализму, затем к религиозному миропониманию в духе философии всеединства Соловьева. Испытал также значительное влияние Платона, Бёме, Николая Кузанского; в поздний период творчества создал философскую систему, предвосхитившую многие идеи «фундаментальной онтологии» Хайдеггера. Определяющей для мировоззрения Франка на протяжении всей его философской деятельности является интуиция бытия как сверхрационального всеединства, стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент. Онтология, антропология, этика, социология, философия религии разрабатывались Франком, исходя из осуществленного им анализа природы знания. Гносеологическая позиция Франка сводится к утверждению трансцендентности предмета познания, к установлению в наличной системе знания «доступного» и «недоступного» (непостижимого) и данности их обоих в неразрывной целостности, в установлении границ «предметного» знания, выражаемого в суждениях и понятиях, и конституировании «живого знания», открывающего человеку доступ к глубинным сферам бытия. Соответственно в онтологии Франка различает действительность, т. е. все то, что существует вне и независимо от сознания и постигается средствами «отвлеченного мышления», и реальность — внутренний мир человека, его сознание и самосознание. Вместе с тем реальность, по Франку, не есть некая замкнутая в себе, обособленная сфера внутренней жизни человека. Сознавая себя, свое «я», человек открывает в своем собственном внутреннем опыте некую абсолютную и первичную реальность — духовное, идеальное бытие и в конечном счете Бога как «последнюю глубину реальности». Человек в акте самопознания посредством трансцендирования не только приходит к Богу, но и сливается с ним, преодолевает свою субъективность, конечность. Так Франк приходит к идее богочеловечности — утверждению неразрывной связи между Богом и человеком, которая является центральной для его антропологии и социальной философии. Духовная жизнь человека в главной своей части, считает Франк, черпается из глубин реальности, «я» оказывается лишь ее носителем, своеобразным фокусом, концентрирующим и преломляющим лучи, бросаемые в сферу природного бытия «глубинной богочеловеческой реальностью моей души». Из основной идеи богочеловечества, как понимает ее Франк, вытекает характерное для его философии сочетание трезвого сознания несовершенства эмпирического бытия и потому трагизма положения личности в мире с оптимистическим восприятием мира как гармонического всеединства. Основные сочинения: «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915), «Крушение кумиров» (1924), «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» (1930), «Непостижимое» (1938), «Свет во тьме. Опыт христианской этики» (1949), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (4956), «С нами Бог. Три размышления» (1964). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 500-501. Вернуться на главную страницу Франка.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |