Фирсов Владимир Иванович |
|
р. 1937 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Иванович Фирсов
Фирсов Владимир Иванович (р. 26.04.1937), поэт. Родился в д. Заболотье Смоленской обл. в крестьянской семье. Окончил Литературный институт. Начинал с лирических стихов о природе и любви. Эта тема проходит по всему его творчеству, хотя она и не стала главной. С годами в нее органически влились гражданские мотивы, придав его стихам и поэмам особый патриотический, бойцовско-полемический колорит. Этот своеобразный синтез лирики и непримиримой к злу гражданственности произошел в сер. 60-х, когда Фирсов поселился на даче в пос. Семхоз близ Сергиева Посада и вместе с И. Шевцовым заложил основу патриотического литературного кружка «Радонежцев». Это был период острого противостояния в среде творческой интеллигенции. Уже явно определились в ней 2 полюса: патриотический и космополитический. Последний, как правило, составляли представители еврейской национальности, которые внедряли в русскую культуру т. н. «западные ценности», противопоставляя реализму «модерн-авангардизм» в безобразных формах. Они несли бациллы духовной деградации и морального разложения. В русле идеологических баталий, на переднем крае борьбы находилась поэзия Фирсова. Воспоминания о войне, которые сохранила мальчишеская память, пульсируют во многих стихах поэта («Старый учитель», «Концерт», «Над высоким золотом полей мрачное возникло поле боя…», «Чувство Родины» — «Все пройдет, а Родина останется» и др.). Память военных лет, патриотизм и ратный подвиг народа переплетаются с историей России («На Бородинском поле», «На Куликовом поле», «Глинка в дороге», «Набатные колокола», «Гусляры»). В этих стихах слышится глубокий, философский подтекст, призыв к размышлению. Они будоражат память сердца. В стихотворении «На Родине» старый столичный профессор в беседе со своими земляками-крестьянами говорит: «Сыновей, мужики, присылайте в науку. Мы без них пропадем, мужики». В таком же ключе воспринимается стихотворение «Рассвет над морем», где крестьяне-фронтовики, не знавшие морских пляжей, о море не тоскуют. «А тоскуют они иногда, с одинокою старостью споря, о сынах, что ушли в города, будто канули в синее море». Так поэт с глубоким подтекстом откликается на различные общественные вопросы жизни. Но это далеко не хроника событий и не прямолинейная дидактика. Поэт размышляет и думы свои излагает на безупречно профессиональном поэтическом слоге. Поэзия Фирсова относится к разряду изящной словесности, которая отличается ясностью мысли, живым, образно-народным русским языком. Поэтому стихи его легко ложатся на душу и быстро запоминаются. Они содержат в себе элементы афоризмов. Перу Фирсова принадлежат несколько поэм. Среди них сильное общественное звучание производят «Республика бессмертия», «Глазами столетий», «Восставший над громом». В этих поэмах историко-гражданский и лирический мотивы слиты в монолит, отображающий главные сферы и вопросы бытия. Они беспощадно полемичны. В них любовь к России, к ее святыням яростно выступает против зла во всех его проявлениях и разновидностях. Поэт жестоко клеймит недругов России. Особенно в поэме «Глазами столетий» («… Врагом посеянные зерна не сразу пулями взошли. Рассчитывая на беспечность, над чувством Родины глумясь, таилась подлинная мразь, рядилась в общечеловечность. Враг… делал ставку на незрелых и оступившихся парней. Учитывал их поименно и знал их жалкие дела. Не сразу пятая колонна петлю, как знамя, подняла»). Поэт, как провидец, предупреждал об опасности, которая настигла нашу страну спустя четверть века. В поэме «Республика бессмертия» есть такие строки: «Внесут в понятие “идейность” сомнительную широту. С той широтой померкнут грани меж злом и праведным добром. Ту широту и обэкранят, и лихо выпишут пером… Бездумную тоску разбудят по легкой жизни, по тряпью». В поэме «Память» поэт смотрит на нашу жизнь глазами древней героической истории России. Поэт сетует на беспечность и разобщенность русских людей, что может привести к непоправимой трагедии. «И жизнь славян покажется вопросом, который никому не разрешить! И вряд ли вспомнят нас, русоволосых, великих… не умевших дружно жить». Как в стихах, так и в поэмах Фирсова красной нитью проходит тема сыновней верности главным традициям отцов и преданность матери-России, ее истории и неприязнь к хулителям и осквернителям, иудео-масонским поклонникам «цивилизованного» Запада. В 80-е Фирсов был редактором журнала «Дружба», в котором впервые в России были опубликованы исторические исследования о ритуальном убийстве царской семьи, а также рассказана подлинная история жизни Г. Распутина. Шевцов И. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Фирсов Владимир Иванович [26.4.1937, д.Заболотье Екимовичского (ныне Рославльского) р-на Смоленской обл.] — поэт, переводчик. Родился в крестьянской семье. Детские годы будущего поэта были омрачены войной. Вместе с матерью находился в эвакуации в Иркутске. Мать вскоре там умерла. От отца, ушедшего на фронт, не было никаких вестей. Мальчик оказался в детдоме. Его разыскала родная тетка, привезшая племянника в родную деревню. Здесь Фирсов пошел в начальную школу. В 1945 состоялась долгожданная встреча с отцом, которому спустя десятилетия он посвятит свое «поэтическое повествование» «На моей памяти» (1968). После войны семья Фирсовых переехала в Подмосковье — в Люблино, где будущий поэт окончил десятилетку. На страницах районной газ. «Знамя коммунизма» публиковались первые стихотворные опыты Фирсова (стихи начал писать в 14 лет). Из Люблино он часто ездил в Москву, чтобы принимать участие в работе литературного объединения при газете «Московский комсомолец» (членский билет этого литобъединения за подписью А.Я.Яшина хранится у Фирсов и по сей день). В конце 1954 у Фирсова произошла памятная и во многом судьбоносная встреча с А.Т.Твардовским. Фирсов привез Твардовскому тетрадку со своими стихами. Во второй половине 1950-х стихи Фирсова стали регулярно (с благословения Твардовского) появляться в журнале «Новый мир»: «Война», «О листьях» (1956. №8), «Август» (1958. №8), «Моя болезнь», «По Волге», «Третий день» (1959. №9) и др. И в последующие годы Твардовский не переставал интересоваться творчеством Фирсова «Твардовский всю жизнь был неравнодушен к поэзии Фирсова» (Иванов А.С. Музыка души поэта // Стихотворения. С.7). Свое отношение к Твардовскому Фирсов выразил в заметках и стихотворениях, посвященных ему (см.: Памяти Александра Твардовского // Молодая гвардия. 1982. №1; Речка Александра Твардовского // Москва. 1987. №4, и др.). «Твардовского я считаю своим крестным отцом в поэзии» («Но нас отнять у Бога не смогли» / [беседу с В.И.Фирсовым провел Валентин Новиков] // Парламентская газета. 2002. №84. 7 мая. С.6). В марте 1955 на страницах «Комсомольской правды» была помещена первая большая подборка стихотворений Фирсова (тогда еще ученика 10 класса), на которую обратили внимание все любители поэзии. Заинтересовались молодым поэтом и в Литературном институте им. А.М.Горького: оттуда пришло письмо с предложением зайти на кафедру творчества. А вскоре стихи Фирсова появились в «Новом мире» и «Огоньке». В 1955 Фирсов поступил в Литературный институт, который окончил в 1960: в течение 5 лет он занимался в семинаре А.А.Коваленкова. Уже в студенческие годы Фирсова — при содействии Е.А.Исаева и Вас.Д.Федорова — выпустил свою первую книгу стихов «Березовый рассвет» (1959), редактором которой был поэт Вас.Федоров и которая пришлась по душе и читателям, и критикам, и писателям. Сборник получил положительные отзывы А.Н.Макарова, Е.А.Долматовского и др. В 1961 автор книги «Березовый рассвет» был принят в члены СП СССР. В конце этого же года у Фирсова вышла вторая книга стихов «Вдали от тебя» (1961), также получившая хорошую прессу. Все, кто писал о сборнике «Вдали от тебя» (С.Смирнов, Ю.Белаш, С.Чудаков и др.), были единодушны: Фирсов — прирожденный лирик, его стихи задушевны и несут в себе большой заряд гражданственности и патриотизма. В 1971 стал членом КПСС. Фирсов — автор более 30 книг стих, и поэм. Его жизнеутверждающая поэзия, зиждущаяся на подлинном, вдохновенном лиризме и на высоком чувстве гражданственности, согрета искренней любовью к России, к ее славной истории, к красоте русской природы. Фирсов — певец России. Для него важна опора на народно-поэтические традиции, в его стихах живет национальный дух. Откликаясь на «больные вопросы» времени (социальные, нравственные, национально-исторические, государственные, политические и пр.), Фирсов видит свою сверхзадачу как поэта в том, чтобы всемерно содействовать воспитанию чувства патриотизма, национальной гордости, ответственности перед народом и страной, возрождению и укреплению национальных традиций и обычаев, сохранению живой человеческой души, способной на подвиг любви: «Два солнца каждому дано. / Издревле так уж мир устроен. / Одно — / Глядит в мое окно, / И в душу мне глядит — Второе» (Два солнца: Книга лирики. С.199). Поэзия Фирсов многотемна и многопроблемна: любовь к женщине, мир природы, судьба России, гражданские мотивы, «злоба дня», История и Память. Один из критиков в середине 1970-х заметил: «Животворную, действенную активность памяти утверждает Владимир Фирсов. Он стремится свести в тугой узел обрывавшиеся порой нити преемственности. Всем строем своего стиха, характером движения мысли поэт подчеркивает величие родословной народа, в которую по праву прямых наследников нам, современникам, вписывать новые героические страницы» (Овчаренко Ф.Е. С Родиной в сердце: Литературно-критические очерки. М., 1975. С.84). Видное место в стихах и поэмах Фирсов занимает космическая тема, что, в частности, роднит его с творчеством Ф.И.Чуева. Поэт неоднократно обращался в 1960-70-е к образу Ю.А.Гагарина. Поэзия Фирсов лишена внешнего новаторства, она традиционно: «Я считаю себя поэтом, следующим традициям русской классической поэзии. <...> Мне как поэту очень близка поэзия Пушкина, Некрасова, Блока, Есенина» ([О себе]. С. 155). Фирсов входил в литературу одновременно с такими разными поэтами, как Е.А.Евтушенко, Р.И.Рождественский, А.А.Вознесенский, Б.А.Ахмадулина, Б.Ш.Окуджава и др. Однако его поэзия, как, впрочем, и поэзия В.Д.Цыбина, А.Г.Поперечного, С.Ю.Куняева и др., имела другую «группу крови»: Фирсов в меру своего таланта уже тогда делал одно «общее дело» с «деревенской прозой». Происхождение, кровная связь с «малой родиной» (см.: Ода смоленской земле // Молодая гвардия. 1985. №5), частое посещение родных мест, интерес к проблемам совр. деревни и судьбам русского крестьянства — все это сближало поэта с представителями «деревенской прозы». Вполне естественно, что лирический герой Фирсов резко контрастировал с героями «молодежной прозы» (скептиками, циниками, инфантильными «мальчиками» и т.п.) и в значительной мере был полемичен по отношению к ним. Уже в начале 1960-х Фирсов, признанный лирик, обратился к жанру поэмы: «Память» (1962), «Россия от росинки до звезды» (1963), «Глазами столетий. Патриотический монолог» (1965) и др. В последующие десятилетия Фирсов создал целый ряд интересных и значительных произведений поэмного жанра, построенных на самом разном материале: «Республика бессмертия» (1968), «На моей памяти» (1968), «Восставший над громом» (1969), «Набатные колокола» (1980), «Горсть земли» (1983), «Явь» (1988) и др. В поэмах Фирсов предстает настоящее и прошлое России. Героем поэмы «Огонь над тихим Доном» (1975) стал создатель эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохов. Поэма Фирсова о Шолохове, имеющая весьма любопытную творческую историю (см. об этом: Иванов А.С. «Огонь над тихим Доном»: История создания поэмы В.Фирсова о М.А.Шолохове // Огонек.1985. №24. С.24), представляет собой одно из самых значительных явлений в поэтической «Шолоховиане», истоки которой уходятв 1930-е. Перу Фирсова принадлежит также целый ряд «шолоховских» стихотворений, написанных в1960-80-е: «Тишина над тихим Доном»(1963), «Гагарин в гостях у Шолохова»(1972), «Дом, в котором родился Шолохов» (1973), «На смерть Шолохова»(1984). Кроме того, Фирсов посвятил Шолохову стихотворение «Журавли» (1967) и поэму «Россияот росинки до звезды» (1963). Фирсов неоднократно встречался и беседовал с автором«Тихого Дона» В предисловии к книге стихов и поэм Фирсова «Чувство Родины» (1971) Шолохов писал: «Не так-то много у нас хороших поэтов, но и среди них найдется всего лишь несколько человек, говорящих о России таким приглушенно-интимным и любящим голосом, который волнует и запоминается надолго. Владимир Фирсов принадлежит к этим немногим избранным. С радостью я снова прочитал поэмы и стихи, вошедшие в настоящую книгу, и думаю, что эту радость разделят со мной и наши читатели — любители поэзии» (Шолохов М.А.СС: в 8 т. М., 1986. Т.8. с.352). И предшествующее, и последующее творчество Фирсова, наделенного редким чувством Родины, убеждает в правоте шолоховских слов. В стих. «Чувство Родины» (1967), являющемся как бы фокусом творческих устремлений поэта, есть такие строки: «И еще немало будет пройдено, / Коль зовут в грядущее пути. / Но светлей и чище чувства Родины / Людям никогда не обрести. / С этим чувством человек рождается. / С ним живет и умирает с ним. / Все пройдет. / А Родина — останется, / Если мы то чувство сохраним» (Два солнца: Книга лирики. С.126-127). Вместе с тем критики не раз отмечали, что отдельные стих, и поэмы Фирсова грешат излишней публицистичностью, что в них порой наличествует чрезмерный полемический заряд, снижающий их художественность. У Фирсова иногда встречаются прямолинейные суждения, риторика и стилевые небрежности. Некоторые образы поэта недостаточно развернуты и не доведены им до необходимой художественной кондиции. Стихи Фирсова органично вошли в художественную ткань романа А.С.Иванова «Вечный зов» (1970-76): ими «говорит» один из персонажей этого произведения — Дмитрий Савельев, являющийся как бы сверстником и Фирсов, и его лирического героя. «Я могу читать и перечитывать стихи Владимира Фирсова без устали...— признавался А.С.Иванов.— Так поразительна энергия его емкого, точного слова, так пронзительно отдаются в душе поэтические образы» (Иванов А.С. Музыка души поэта: [вступ. статья]. С.6). На протяжении многих лет Фирсов активно и плодотворно занимался переводческой деятельностью: он переводил на русский язык стихи болгарских, польских, венгерских, молдавских, чувашских, якутских, еврейских и др. поэтов. Более четверти века Фирсов ведет поэтический семинар в Литературном институте. Выступая иногда в роли критика, Фирсов писал о таких дорогих ему мастерах, как Н.И.Рыленков, А.Т.Твардовский и М.В.Исаковский, о художниках И.С.Глазунове, П.Ф.Судакове, о проблемах современной поэзии. Через всю свою жизнь Фирсов пронес чувство «малой родины» — любовь к Смоленской земле, с которой он связан многими нитями и по сей день: «Я счастлив тем, что я смоленский, горжусь, что родился на земле великого князя Потемкина, Нахимова, Глинки, Пржевальского, многих других людей, прославивших Россию, включая Юрия Гагарина, с которым дружили и которого летом провожал из дома Шолохова, не предполагая, что больше уже не увидимся» («Поэт истинно народного духа» / [с Ф.И.Фирсовым беседовал Валентин Новиков] // Парламентская газета. 1999. №182. 25 сент. С.6). В 1990-е голос Фирсова-поэта почти не был слышен. К его творчеству упал интерес со стороны критиков (даже тех, которые неоднократно писали о нем до конца 80-х). Перестали выходить его новые книги. Фирсов переживал весь «перестроечный» период внутренний кризис и искал свое место в изменившемся мире. На рубеже двух веков к читателям пришел «новый» Фирсов, чья творческая эволюция закономерно привела его к православному мировосприятию и религиозной тематике (см. подробнее об этом в беседе с поэтом, опубликованной в «Парламентской газете» 23 нояб. 2000). Одну из последних своих книг («Избранное») Фирсов в 1999 подарил Ивану Трифоновичу Твардовскому — брату знаменитого поэта. Фирсов признавался: «Набралось, написалось много православных стихов. Сейчас идет откровенное нашествие католицизма, протестантизма и прочих "измов" на нашу Русскую Церковь. <...> Стихи мои обращены и к Богу, и к рабам Божьим, коими мы являемся» ([Ответ на анкету] // Литературная Россия. 2001. №3. 19 янв. С.2). О характере и направленности сегодняшнего творчества поэта красноречиво говорят его недавние суждения: «...я по-прежнему пишу стихи, продолжая служить своим творчеством родному народу, призывая к доброте, миролюбию, осуждая равнодушие к судьбе Отечества, его православным традициям. Счастлив, что выиграл конкурс на создание текста для гимна Сергиева Посада, столицы русского Православия, где живут двое моих сыновей. Написано много других стихов, связанных с православной тематикой, который войдут в новую книгу, издаваемую к моему юбилею (имеется в виду 65-летие, которое отмечалось в 2002. — П.Б.) в том же Сергиевом Посаде» («Но нас отнять у Бога не смогли». С.6). И еще: «Пишу глубоко православные, богобоязненные, совестливые стихи, не на потребу нынешнему, непонятному времени. Я искренне верю, вспоминая романсы М.И.Глинки — моего земляка — на стихи прекрасного русского поэта Н.Кукольника, "что кто-то вспомнит обо мне и вздохнет украдкой.."» ([Ответ на анкету] // Литературная Россия. 2000. №7. 18 февр. С.2). В 1960-е Фирсов работал редактором отдела поэзии в издательстве «Молодая гвардия». В 1968 он стал главным редактором советско-болгарского литературного альманаха, (а позже — журнал) «Дружба». На протяжении многих лет (до 1995) Фирсов входил в редколлегию журнала «Молодая гвардия», возглавляемого в тот период А.С.Ивановым. В настоящее время Фирсов — главный редактор журнала «Россияне», член Центрального совета общероссийского движения «Россия православная», один из учредителей совета Смоленского землячества, член жюри Всероссийского поэтического конкурса, проводимого общественной организацией «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» в местах лишения свободы. Фирсов не раз ставил вопрос о необходимости создания совместного российско-болгарского журнала по типу советско-болгарского журнала «Дружба». Как поэт, переводчик и журналист Фирсов внес заметный вклад в укрепление духовных, культурных и политических связей между народами. Фирсов награжден орденами: Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета» (дважды), Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ), Дружбы. Он является лауреатом премий: Ленинского комсомола (1968) за поэму «Республика бессмертия» и за стихи, посвященные комсомолу и молодежи, Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького (1976) за книгу «Музыка души», Министерства обороны СССР и имени А.Т.Твардовского (1999). П.В.Бекедин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 581-585. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:[О себе] // Вопросы литературы. 1962. №9. С.154-156; Музыка души: Избранное. М., 1974. Музыка души: Избранное. М., 1978; Избранное: [Стихи и поэмы]. М., 1975; Глазами столетий: Стихи и поэмы, М., 1978. Глазами столетий: Стихи и поэмы. М., 1982; Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья В.Горбачева. М., 1983; Звездная песня неба: Стихотворения и поэмы. М., 1985; Стихотворения / вступ. статья А.С.Иванова. М., 1987; Отечество: Стихи и поэмы. М., 1988; Пора звездопада: Книга лирики. М., 1989; Когда душа перерастает в слово: стихотворения. М., 1990; Озеро Диво: стихи. М., 1991; Избранное: Стихотворения. 1955-1997 / ред.-сост. Л.В.Фирсова. М., 1997. Литература:Аннинский Л.А. Диалог с самим собой // Дон. 1966. №11. С.149-159; Друзин В. П. Поэтический триптих // Огонек. 1966. №49. С.17; Леонов Б.А. Мужество любви // Молодая гвардия. 1972. №2. С.280-285; Кочетков В. И. Рабочий полдень: О поэзии Владимира Фирсова // Молодая гвардия. 1973. №7. С.289-300; Серебряков Г.В. Земное тяготенье: Раздумья над новой книгой Владимира Фирсова // Москва. 1974. №1. С.217-220; Оботуров В. Постоянство // Литературное обозрение. 1974. №8. С.46-49; Горбачев В.В. Сражается слово. М., 1982. С.122-147; Новиков Н. Заботой Родины живу // Литературная газета. 1982. 29 сент. С.4; Сорокин В.В. Истоки судьбы // Литературная газета. 1984. №33. 15 авг. С.5; Заостровцев Г.И. «Негаснущий полдень пою...» О творчестве поэта Владимира Фирсова. М., 1987; Шевелева И. «Какое счастье — родину иметь...»: К 50-летию В.Фирсова // Молодая гвардия. 1987. №4. С.266-282; Лауреаты премии Ленинского комсомола в области литературы 1966-1987 гг.: (Рекомендательный указатель литературы). Челябинск, 1987. С.7-8; Нефедов Е. «...И на душе не случайно светло»: Владимиру Фирсову — пятьдесят лет // Комсомольская правда. 1987. №105. 28 апр. С.4; Цыбин В.Д. Верность себе // Литературная Россия. 1987. №17. 24 авг. С.9.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |