Фердинанд I |
|
1503-1564 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фердинанд IФердинанд I (10.III.1503 - 25.VII.1564) - император с 1556 года, австрийский эрцгерцог из династии Габсбургов. Родился и воспитывался в Испании. Младший брат императора Карла V, от которого по договорам 1521-1522 годов получил австрийские земли; в отсутствие брата был также его наместником в Германии. В 1526 году после гибели в битве при Мохаче венгерско-чешского короля Людовика (Лайоша) II, на сестре которого Анне он был женат, Фердинанд I был избран королем Чехии и Венгрии (оказавшихся таким образом в составе габсбургских земель); утвердился лишь в части Венгерского королевства после длительной борьбы с воеводой Трансильвании Яношем Запольяи и турками, дошедшими в 1529 году до Вены. Принял деятельное участие в Шмалькальденской войне 1546-1548 годов с немецкими протестантскими князьями, подавил Чешское антигабсбургское восстание (1547). В австрийских землях провел ряд административных реформ, направленных на усиление центральной власти. При заключении Пассауского договора 1552 года выступал как посредник между Карлом V и протестантскими князьями. Стал императором после отречения Карла V (1556; коронован в 1558 году). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Фердинанд I (1503-1564). Из рода Габсбургов. Король Чехии и Венгрии в 1526—1562 гг. Король Немецкий в 1531—1562 гг. Император «Священной Римской империи» в 1556-1564 гг. Сын Филиппа I и Хуаны Арагонской. Жена: с 26 мая 1521 г. Анна, дочь короля Венгрии и Чехии Владислава (род. 1503 г. 11547 г.). Род. 10 марта 1503 г. + 25 июля 1564 г. + + + Фердинанд, родившийся тремя годами позже своего брата Карла V, гораздо ранее него развился умственно. Между тем ему приходилось постоянно уступать Карлу как старшему; интересы их много раз сталкивались в течение их жизни. Так братья не без труда вошли между собой в соглашение Касательно раздела отцовского наследства. По Вормскому договору 1521 г., Карл уступил брату австрийские владения Габсбургов. Эта часть наследства, доставшаяся Фердинанду, была сама по себе очень значительна, но не удовлетворяла его; он был очень заносчив в своем честолюбии, а нравы его времени, как и пример его брата, вовлекали Фердинанда в замыслы о гигантских предприятиях. Карл поручил ему охрану восточных границ империи. Фердинанд сначала был недоволен такой ролью, но скоро убедился, что она могла доставить ему и почет, и славу. После смерти в 1526 г. в битве при Могаче чешского и венгерского короля Людовика, Фердинанд предъявил права на его владения, так как был женат на сестре короля Анне. Сначала его кандидатура вызвала сопротивление со стороны местной знати, но подкупив многих вельмож и дав благожелательные обещания, Фердинанд в сентябре 1526 г. был избран королем чешским. В Венгрии соперник Габсбургов Янош Заполья был не в состоянии удержать в своих руках верховную власть, и собравшийся в Пеште сейм признал тогда же Фердинанда венгерском королем. Но одновременно токайский сейм избрал королем Заполью, под власть которого перешла Восточная Венгрия. Новый король был некрасив, невелик ростом, худ и бледен; его длинная шея вытягивалась вперед; нос был с горбом, а нижняя губа очень толстая, как у всех Габсбургов однако он нравился живостью своего характера, пылкостью своих желаний и своей юношеской неустрашимостью. Он был вспыльчив, но добродушен, разговорчив и щедр, нравился народу своей приветливостью, отсутствием тщеславных претензий и готовностью смягчить наказание виновным. Оставаясь католиком, он, в общем, никогда не имел ненависти к протестантам и даже своим австрийским подданным не мешал иметь протестантское богослужение. Как государь Фердинанд был очень деятелен. Обычно он вставал до рассвета и большую часть дня посвящал работе. Он немедленно постарался усилить в новых владениях свою власть и образовать настоящую монархию из этой конфедерации впавших в анархию королевств. Его благоразумие, энергия и стойкость обеспечили желанные результаты, и он заложил прочный фундамент для могущества австрийской династии. И Чехия, и Венгрия ревностно оберегали свою автономию и всегда были готовы отказаться от повиновения королю, которого возвели на престол под влиянием минутного упадка духа. Чтобы удержать их под своей властью, Фердинанду требовалось много терпения, ловкости и изворотливости. Он благополучно преодолел все эти трудности. В 1529 г. султан Сулейман вторгся в Австрию, осадил Вену, но все его приступы были отбиты. Наступление зимы заставило турок снять осаду. Фердинанд в это время ожидал в Линце помощи от императорских войск. Тогда он не дождался подмоги, но в 1532 г., когда религиозные распри в Германии были на время преодолены, Карл V привел в Австрию огромное войско. Сулейман, узнав об этом, не решился повторить вторжение. Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г. ФЕРДИНАНД I (Ferdinand I) (1503–1564), император Священной Римской империи, эрцгерцог Австрии, младший брат Карла V. Родился в Алькала-де-Энарес (Испания) 10 марта 1503. В 1521 Карл V назначил Фердинанда своим наместником в Германии. В 1526, после гибели в сражении с турками при Мохаче короля Чехии и Венгрии Лайоша II, Фердинанд, который был женат на его сестре, был избран королем Чехии и Венгрии, а в 1531 – римским королем (т.е. претендентом на титул императора). В 1529 Фердинанд успешно отстоял осажденную турками Вену, однако в результате австро-турецкой войны 1532–1533 Австрии пришлось согласиться с фактическим разделом Венгрии, а за ту часть Венгрии, которая отошла к ней, даже платить султану Сулейману I дань. Убежденный сторонник Контрреформации, Фердинанд принимал участие в Шмакальденской войне 1546–1548 с немецкими протестантскими князьями, но в конце концов при заключении Пассауского (1552) и Аугсбургского (1555) мирных договоров был вынужден смириться с лютеранством в Германии. После отречения Карла V от престола в 1556 Фердинанд стал императором Священной Римской империи (коронован в 1558). При этом королю Испании Филиппу II отошли земли Нового Света, а Фердинанд встал во главе австрийского дома Габсбургов. С тех пор испанская и австрийская ветви дома Габсбургов разделились. Фердинанд провел в Австрии ряд административных реформ, направленных на совершенствование аппарата управления и усиление центральной власти. Умер Фердинанд в Вене 25 июля 1564, оставив императорский трон своему старшему сыну Максимилиану II. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Фердинанд I (1556-1564). В 1556 г. император Карл V отрекся от престола. Компромисс с «еретиками», заключенный в Аугсбурге, пере[1]полнил чашу его терпения: до конца он оставался носителем не только великой имперской идеи, но и защитником Старой Церкви. Сошел со сцены человек, наложивший при всех спорных вопросах глубокую печать на ход немецкой истории в первой половине века. В конце концов Аугсбургский мир стал важнейшим результатом его правления. Нелегкую ношу власти принял его младший брат эрцгерцог Фердинанд в том же 1556 г. Согласно династическому разделу с мадридскими родственниками (т. н. Бургундский договор 1548 г.) за ним и его наследниками оставалась Империя, за сыном же Карла Филиппом — испанская корона. Процедура избрания нового государя выглядела в данном случае скорее формальным актом в силу неоспоримого признания в Германии его наследственных прав на корону. Она состоялась во Франкфурте в 1558 г. В мае того же года последовала передача имперских инсигний. Правление его — первого императора «постаугсбургской» эпохи — до сих пор лишь слабым эхом отозвалось в трудах историков. По мнению современного биографа Фердинанда Бернгарда Зикена, недостаточный интерес к его персоне по-прежнему определяется, с одной стороны, его недолгим правлением, с другой — величием замыслов и личностью его старшего брата, в тени которого большую часть своей жизни провел Фердинанд. Впрочем, биографический очерк самого Б. Зикена может скорее претендовать на первый опыт грядущего большого структурного исследования политики Фердинанда, чем на исчерпывающий анализ. Многотомное сочинение Фридриха фон Бухгольца, вышедшее в начале прошлого века, выглядит компилятивным трудом, правда, с использование большого объема источников. Деятельность императора трактована с не[1]которыми апологетическими нотками в традициях старой придворной историографии Габсбургов. Новейшая биография Паулы Зуттер-Фихтер намечает давно назревшее переосмысление деятельности Фердинанда, в том числе и при взгляде на отношения с Карлом V, но являет лишь довольно популярный очерк без критического анализа источников и столь важной в данном случае научной полемики. Очевидно, что лишь наметившееся в последние десятилетие более глубокое прочтение предыстории и ближайших следствий заключения Аугсбургского мира в Германии способно развить структурное исследование Б. Зикена. Уроженец Испании (1503), Фердинанд, казалось, в большей степени, чем его брат, должен был быть подвержен испанской католической традиции. В самом деле, даже после вступления во владения своими австрийскими землями, Фердинанд в первые годы правления сохранял приверженность испанским вкусам. У него были испанские фавориты и при его венском дворе господствовал испанский дух. Но тем разительнее кажутся перемены, произошедшие после получения венгерской короны. Фердинанд постепенно «срастался» со своей новой родиной, с годами проявляя недюжинные административные способности. Серия административных реформ, осуществленная в 1526-1527 гг. в его австрийских владениях, стала первым серьезным начинанием самостоятельного властителя. С годами становилась все более ощутимой дистанция между правительственными планами двух братьев. К концу правления Карла его младший брат накопил огромный опыт административной, юридической и дипломатической работы. В отличие от Карла Фердинанд был настоящим экспертом в вопросах Империи и особенно отношений с княжескими фракциями. Получение им титула Римского короля в 1531 г. и общее раздражение в Империи относительно возможного «испанского наследства» гарантировали за ним имперскую корону. Конфликт с Филиппом и мадридскими родственниками, разворачивавшийся на фоне заключения Бургундского договора, был выигран Фердинандом во многом по причине относительной внутриимперской солидарности имперских чинов, в глазах которых — даже лютеранских князей — Фердинанд был гораздо более приемлемой фигурой, нежели сын императора Филипп. Все эти бесспорные правительственные дарования соседствовали с бескомпромиссным католицизмом в его душе. В принципе он был един с Карлом по вопросу оценки выступления Лютера и самой немецкой Реформации. До конца своих дней Фердинанд видел в протестантах ере[1]тиков, отвернувшихся от Святой Церкви, и по мере сил стремился привить лучшие формы католического благочестия своему наследнику. Но его стартовые позиции как будущего императора определялись не макрокосмической широтой планов, столь свойственных Карлу, и нежеланием положить на алтарь веры все до последнего, чего требовали от него три[1]дентские радикалы. Фердинанд был всегда гибок в вопросах политического компромисса с протестантскими силами Империи, и именно готовность к компромиссам по всему спектру нерешенных проблем со всем фронтом антигабсбургской и антикатолической оппозиции позволяла укрепить его положение накануне Аугсбургского рейхстага в 1552-1555 годы и после отречения Карла в 1556 г. Вероятно, лучшие дарования Фердинанда как правоведа, дипломата и конфессора раскрылись как раз в решающие летние дни 1555 г., накануне подписания религиозного мира. Сочетание уступок и угроз при непременном желании ввести религиозные отношения в правовое русло завершилось крупным, особенно в перспективе, успехом имперской политики. Германия была умиротворена, и вертикаль имперского контроля восстановлена, пусть и с серьезными оговорками. Во вся[1]ком случае, перед вступлением в обязанности главы Империи Фердинанд сумел обеспечить относительно прочный фундамент религиозного мира. Избрание его императором позволяло надеяться на укрепление авторитета династии и внутреннюю стабильность, т. е. на усиление позитивного потенциала соглашения 1555 г. Если бы Аугсбургский компромисс не состоялся, то в условиях отречения Карла восшествие на престол Фердинанда скорее всего активизировало бы лишь деструктивные процессы. Оказавшись на престоле, Фердинанд подчинил все недолгие последующие годы своего правления решению нескольких взаимосвязанных за[1]дач. Он стремился укрепить на тот момент еще недостаточно твердую внутреннюю стабильность за счет продолжения диалога с лютеранскими чинами и богословами, имевшего конечной и туманной целью церковное согласие или, по меньшей мере, более приемлемый компромисс с протестантизмом. С другой стороны, он продолжал переговоры с ведущими княжескими Домами Империи по вопросам, остававшимся еще нерешенными в статьях Аугсбургского мира. Итогом сотрудничества, по мысли императора, должно было быть упрочнение «земского мира», обеспеченного более надежными имперскими и сословными институтами. Наконец, еще одной и важной гранью политики Фердинанда было стремление на теоретической платформе завершить обновление католицизма. Здесь в центре внимания оказывались апостольский престол и судьба Вселенского собора. По первым двум вопросам Фердинанду удалось не столько приблизить окончательное решение, сколько законсервировать сложившееся в 1555 г. положение. На первом рейхстаге, собравшемся после отречения Карла в 1556 г в Регенсбурге (реально начал работу лишь в 1557 г после появления на нем самого короля), лютеранские князья стремились добиться отмены принятой в Аугсбурге «духовной оговорки». Фердинанд, блокируясь с католической партией, не позволил внести изменения в принятые статьи религиозного мира, и дело ограничилось лишь протестами лютеранских лидеров. С другой стороны, назначенный в Вормсе в том же году богословский диспут, проходивший с участием светил протестантизма и обновляющейся католической церкви — Филиппа Меланхтона и Петра Канисия, — оказался безрезультатным. С самого начала съезда сторонники лютеранской ортодоксии вступили в жаркие споры с Меланхтоном, и единство протестантов было парализовано. Католики, возложив всю вину на протестантов, отказались от дальнейшего участия в переговорах. На новом рейхстаге, собравшемся в 1559 г., Фердинанд столкнулся с теми же проблема[1]ми, причем дело осложнялось еще и необходимостью организовать оборону восточных рубежей от турок, что требовало вотирования сословиями новых налогов. Избегая решительных шагов, императору удалось сохранить в важнейших вопросах «духовной оговорки» и умиротворения Империи положение «status quo» и добиться частичного вотирования «турецкой помощи». Тактика постоянных консультаций с лидерами протестантских и католических групп в целом принесла хорошие плоды: положение было стабилизировано, князья не испытывали большого желания подвергнуть ревизии статьи Аугсбургского мира. Как и накануне 1555 г так и теперь Фердинанд старался опереться на мощных и относительно нейтральных протестантских лидеров. Если до 1553 г. таковым бы курфюрст Мориц Саксонский, то теперь — его преемник Август I, герцог вюртембергский Христофор и бранденбургский курфюрст Иоахим II. В 1562 г императору удалось добиться согласия сословий на избрание сына его Максимилиана римским королем и своим наследником, что несомненно укрепляло авторитет и позиции Венских Габсбургов, исключая возможные поползновения со стороны Мадрида. Параллельно Фердинанд напрягал усилия по скорейшему завершению работы Вселенского собора. В лице Пия IV (1559-1565) император нашел деятельного сторонника католической Реформации, так же как и он, мечтавшего поскорее завершить догматическую полемику в Церкви. Весной 1561 г. в Триенте открылась завершающая и самая важная с точки зрения принятых решений сессия Собора. Фердинанд предварительно смог настоять на своих условиях его работы, предусматривавших участие протестантских богословов и представительной фракции немецкого католического епископата. Дело тормозилось, однако, нежеланием протестантов договариваться с католическим духовенством, отчасти из-за боязни принятия Собором решений, составленных в строго католическом духе, и возможных репрессий. В свою очередь католические прелаты неохотно желали присутствовать в Триенте, страшась за судьбы своих духовных княжеств, где сильны были позиции протестантских сословий. В итоге император прибыл на Собор, сопровождаемый лишь епископами наследственных земель. Однако присутствие самого государя и занятая им позиция скорейшего принятия неотложных постановлений сильно содействовали относительно быстрому, даже поспешному завершению работы Собора. Роль Фердинанда в обновлении католической церкви представляется весьма важной. В итоге Империя в правление Фердинанда избежала новых опасных потрясений, связанных с пересмотром статей Аугсбургского мира. Достигнутые в 1555 г. договоренности все больше воспринимались сословиями необходимой правовой основой всеимперского согласия и мира. При всех спорных пунктах вожди католических и лютеранских сословий были готовы к сотрудничеству с престолом. Отлитый в правовые нормы компромисс позволял восстановить правительственные функции короны и превращался в непременное условие успешной работы имперских учреждений. Цитируется по изд.: Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002, с. 58-63. Литература:Митрофанов П. История Австрии. СПб, 1910 Меринг Ф. История Германии с конца Средних веков. М., 1923 Смирин М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |