Феокрит |
|
300-260 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Феокрит (кон. 4 в., ок. 310 г. - 1-я пол. 3 в., ок. 270 до н.э.), древнегреческий поэт, представитель древне-греческого романтизма, возникшего в эпоху между 315 - 300 г.г. до нашей эры, после завоевания Греции Римом. Основал жанр идиллии, в которой предметом любования становится простота и естественность невзыскательного быта. Идиллии Феокрита положили начало европейской традиции "буколической" литературы (идиллии или буколики). Настроения, которыми питалась эта поэзия, - грусть о потерянной свободе, любовь к прошлому, к простой, наивной старине и к патриархальному быту. Отсюда стремление поэтизировать быт простого народа, главным образом, пастухов. Наиболее распространенной формой этой "пасторальной" (пастушеской) поэзии было соединение лирической песни с драматической сценкой. ФЕОКРИТ (ок. 300 – ок. 260 до н.э.), древнегреческий буколический поэт,
младший современник Каллимаха, уроженец Сиракуз. Из одной приписываемой
Феокриту эпиграммы мы узнаем, что его родителей звали Праксагор и Филина. В
молодости Феокрит жил на Косе; с этим островом у него, вероятно, были
какие-то связи по линии матери. На Косе Феокрит познакомился со многими
поэтами, в том числе Филетом и Асклепиадом; вероятно, там же завязалась его
продолжавшаяся на протяжении всей жизни дружба с поэтом и врачом Никием.
Вернувшись ок. 280 до н.э. на Сицилию, Феокрит тщетно искал покровительства
тирана Сиракуз Гиерона. Более благосклонным оказался царь Египта Птолемей
Филадельф: с 274 по 270 Феокрит пользовался в Александрии его
гостеприимством. Вероятно, на несколько лет Феокрит возвращался на Кос;
возможно, он посещал Милет, родину Никия. Расцвет его творчества пришелся на
275–260 до н.э. Поэт жил достаточно долго, поскольку в ХХХ идиллии он
упоминает свои седые волосы, а римский поэт Стаций называет его Siculus
senex («старый сицилиец»). Эти скудные сведения извлекаются в основном из
произведений самого Феокрита, поскольку даже в античности о его жизни было
немного известно. Дошедший до нас корпус стихотворений, традиционно
приписываемых Феокриту, состоит из 30 идиллий (коротких, объемом до 280
строк поэм и стихотворений) и более чем 20 эпиграмм. Аутентичность эпиграмм
с трудом поддается оценке, хотя многие из них вполне достойны Феокрита; из
идиллий лишь двадцать две могут считаться безусловно подлинными. Список
утраченных произведений, включающий гимны, героиды, трены, элегии и ямбы,
свидетельствует о разнообразии таланта поэта. Свободные по своему сюжету лирические стихотворения и другие, близкие к ним по жанру образуют вторую группу Идиллий. Два любовных стихотворения, написанные на эолийском диалекте и с использованием эолийской метрики, вдохновлены лирической традицией Лесбоса; третье эолийское стихотворение сопровождало прялку, посланную Феокритом в подарок жене Никия. Еще одно любовное стихотворение, Возлюбленный, написано на ионийском диалекте вместо предпочитавшегося Феокритом дорического. Два придворных послания, Хариты, посвященные Гиерону, и Энкомий Птолемею, мало что прибавляют к репутации поэта. Третья группа Идиллий представлена короткими произведениями, разнообразно трактующими мифологические сюжеты. Киклоп и Гилл посвящены Никию, оба этих произведения представляют собой мифологические любовные истории, изложенные в форме посланий. Первое стихотворение повествует о том, как Полифем пытался облегчить свои любовные муки, сочиняя песни для Галатеи, которую он полюбил; из второго стихотворения можно видеть, что любовью был побежден даже сильнейший из людей, Геракл. Эпиталамий Елены мог быть отчасти вдохновлен Стесихором, а отчасти Эпиталамиями Сафо; стихотворение Диоскуры – типично александрийская попытка освоения уже существующих форм, отчасти драматическая, отчасти повествовательная, а Геракл, убивающий льва производит впечатление незавершенного наброска, состоящего из трех не связанных между собой эпизодов. Пасторальные произведения Феокрита, возникшие из хорошо известных ему народных сицилийских песен, оставляют, несмотря на искусственную форму, впечатление силы и свежести, которых не хватало всем его последователям. Живость таких драматических сцен, как Сиракузянки, или Женщины на празднестве Адониса, многим обязана восходящей к Эпихарму и Софрону сицилийской традиции изображать на сцене обыденную жизнь. В своих эллинистических переработках эпических тем Феокрит мог вдохновляться примером Стесихора, который творил еще в 6 в. до н.э. Омертвляющее влияние Александрии почти не коснулось Феокрита, разве что в Энкомии Птолемею. Лучшие его произведения служат свидетельством счастливого совпадения в одном лице любителя природы и художника, замечательно осуществленного поэтом синтеза реализма и условности Буколическая традиция, начало которой положил Феокрит, многим обязана его прямому или косвенному влиянию. Мосх и Бион развивали этот жанр по-гречески; среди римлян очевидна зависимость от Феокрита Вергилия, от которого эта традиция перешла к Кальпурнию и Немезиану. С 16 в. влияние Феокрита начало распространяться в Западной Европе. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас" ЛИТЕРАТУРАФеокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|