Фейерабенд Пол |
|
1924-1994 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пол Фейерабенд
Фейерабенд Пол (р. 1924) — представитель постпозитивистской философии науки. В 50—60-х годы примыкал к критическому рационализму. В 70— 80-х годы Фейерабенд сформулировал концепцию, названную им эпистемологическим, или методологическим, анархизмом, согласно которой в научном познании необходим плюрализм теорий, гипотез и др. форм знаний, для чего следует выдвигать альтернативные, в т. ч. неподтвержденные и непроверенные, законы и гипотезы. Он считает, что научная рациональность не является лучшей, а тем более единственной формой рациональности. Поэтому источником альтернативных идей могут быть знахарство, шаманство, мистика, восточные культы, здравый смысл и т. д. По мнению Фейерабенда, язык наблюдений теоретически нагружен, предложения наблюдений зависят от ситуации и не могут быть истинными, а следовательно, невозможно полное эмпирическое подтверждение или опровержение теории. Его методологический анархизм, сформулированный в виде лозунга «все сойдет», включает в себя признание того, что не существует привилегированных норм и всегда найдутся факты, и обстоятельства, в которых могут «сойти», пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в других условиях. В целом философские взгляды Фейерабенда являются эклектическими, внутренне противоречивыми и страдают элементами субъективизма. Основные сочинения: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975);" «Проблемы эмпиризма» (1981); «Избранные труды по методологии науки» (М., 1986). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 480-481.
Другие биографические материалы:Порус В.Н. Один из наиболее видных представителей постпозитивизма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Автор концепции «эпистемологического анархизма» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Грицанов А.А. Философ и методолог науки (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Один из самых ярких и оригинальных представителей постпозитивизма (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009). Представитель философии науки (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель).
Сочинения:Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. L., 1975; Der wissenschafttheoretische Realismus und die Autoritat der Wissenschaften. Wiesbaden, 1978; Science in the Free Society. L., 1978; Realism, Rationalism and Scientific Method. Philosophical Papers, v. 1 — 2. Cambr., 1981-83; Wissenschaft als Kunst. Fr./M., 1984; Farewell to Reason. L., 1987; Three Dialogues on Knowledge. Oxf., 1991; Killing Time. Chi., 1995; Избр. труды по методологии науки. М., 1986. Литература:Никифоров А. Л., Методологическая концепция П. Фейерабенда, «ВФ», 1976, № 8, с. 142—46; Зиневич Ю. А., Федотова В. Г., Проблемы теории развития науки и методологический анархизм П. Фейерабенда, «Вопросы истории естествознания и техники», 1980, № 3, с. 53—60.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |