Фейербах Людвиг |
|
1804-1872 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Людвиг Фейербах
Фейербах (Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 - 13.IX.1872) - немецкий философ-материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Родился в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823-1828 годы учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В Берлине слушал лекции Гегеля и стал его последователем, хотя и расходился с ним в отношении к религии. Написал в духе гегелевского идеализма диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". С 1828 года преподавал философию в Эрлангенском университете. За публикацию в 1830 году сочинения "Мысли о смерти и бессмертии" ("Gedanken über Tod und Unsterblichkeit"), направленного против веры в бессмертие души, был лишен права преподавания. В 1833-1838 годы выпустил сочинение в трех томах по истории новой философии от Бэкона до Спинозы, Лейбница и Бейля. После женитьбы (в 1836 году) в течение многих лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг (Тюрингия). Наряду с Д. Штраусом и Б. Бауэром явился родоначальником младогегельянства. В 1839 году в работе "К критике философии Гегеля" ("Zur Kritik der Hegeischen Philosophie") Фейербах окончательно порывает со спекулятивной, идеалистической философией и переходит на позиции материализма. В 1841 году выходит его главное произведение "Сущность христианства" ("Das Wesen des Christentums"), в 1842 году - "Предварительные тезисы к реформе философии" ("Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie"), в 1843 году - "Основные положения философии будущего" ("Grundsätze der Philosophie der Zukunft"), а в 1845 году - "Сущность религии" ("Das Wesen der Religion"), в которых он обосновывает свои материалистические и атеистические взгляды. Работы Фейербаха этих лет оказали значительное влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса, содействовали их переходу от идеализма к материализму, явились в известной мере посредствующим звеном между гегелевской философией и диалектическим материализмом. Историческая заслуга Фейербаха состоит в том, что он возродил в Германии и углубил материализм и атеизм французских материалистов 18 века. Он дал материалистическое решение основного вопроса философии: "действительное отношение мышления к бытию таково: бытие - субъект, мышление - предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 128). Но основоположники научного коммунизма критиковали материализм Фейербаха за его метафизичность, созерцательность, антропологизм и непоследовательность. В понимании истории Фейербах оставался идеалистом. "Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю - он вовсе не материалист. Материализм и история у него полностью оторваны друг от друга..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44). Фейербах приветствовал революцию 1848-1849 годов, хотя по существу не понял ее. В 1870 году он вступил в социал-демократическую партию. Фейербах умер в Рехенберге (близ Нюрнберга), где жил с 1860 года; похоронен в Нюрнберге. Г. А. Багатурия. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971. Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1 - 10, Lpz., 1846-66; Sämtliche Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1903-11; Gesammelte Werke, hrsg. von W. Schuffenhauer, Bd 1 -, В., 1967-; Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlaß. Dargestellt von K. Grün, Bd 1-2, Lpz.-Hdlb., 1874; Ausgewählte Briefe von und an L. Feuerbach, hrsg. von W. Bolin, Bd 1-2, Lpz., 1904; Brietwechsel, Lpz., 1963; в рус. пер. - Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1955; История философии, собр. произв., т. 1-3, М., 1967. Литература: Маркс К., (Письма) Л. Фейербаху, 3 окт. 1843 и 11 авг. 1844, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; его ж е, (Письмо) Л. Фейербаху, 20 окт. 1843, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 257-58; его же, Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, М., 1956; его же, (О Фейербахе), там же; Энгельс Ф., Фейербах, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, М., 1966; Энгельс Ф., (Письмо) К. Марксу, 18 окт. 1846, Марко К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 53-57; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); его же, (Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии"), там же, т. 29; его же, (Конспект книги Фейербаха. "Изложение, анализ и критика философии Лейбница"), там же; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 2; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Rawidowicz S., L. Feuerbachs Philosophie, В., 1931; Arvon H., L. Feuerbach..., P., 1964; Schuffenhauer W., Feuerbach und der Junge Marx, В., 1965. Вернуться на главную страницу Фейрбеха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |