Федор Ростиславич Черный
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Федор Ростиславич Черный

1238 - 1298

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

ФЕДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ (около 1238 - 1298+)

Родители : Ростислав Мстиславич, ? ;

Дети :
1. Мария, дочь Василия Всеволодовича Ярославского =>

  • 1-я дочь, жена галицкого князя Давыда Константиновича;
  • 2-я дочь, жена Михаила Глебовича Белозерского;
  • Михаил (умер ребенком в 1287-1288гг.);

2. Анна, дочь Менгу-Тимура (См. генеалогию) =>

  • Михаил (1290+), кн. Ярославский;
    От него произошли ярославские князья: Моложские, Сицкие, Прозоровские, Ушатые и др.;
  • Давыд (1321+) =>
    • Василий Грозный (1344+) =>
      • Роман;
        От него произошли князья: Морткины, Деевы, Векошкины, Охлябинины, Хворостинины, Зубатые;
      • Василий (1380);
        От него произошли князья: Пенковы, Троекуровы, Курбские, Кубенские, Шестуновы =>
        • Федор; =>
          • Александр Брюхатый (1463+);
        • Симеон;
        • Дмитрий (1434); =>
          • Иосаф;
        • Иоанн (1426+);
        • Воин;
      • Глеб;
        От него произошли князья: Засекины, Шаховские, Щетинины;
    • Михаил (1362);
  • Константин Умелец, кн. Ярославский;
Основные моменты жизни

Князь Ярославский;
Был лишен своими родичами удела;
Стал родоначальником смоленской линии Ярославских князей;

В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте.
      Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему - отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
      В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (1249+) и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

      В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии "славного града их Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Ярославича Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев.
Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275 - 1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его". Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь отпустил его с великой честью", и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле"".

      Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение".

      Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья - святой благоверный князь Давид (1321+) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

      Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда "пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился". Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к Спасо-Преображенскому монастырю. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской (1318+) и святой Даниил Московский (1303+). Но кровопролитие удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

      Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

      Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.
      Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. "И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми". Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.
      Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью "Славу" Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце".

      После него в Ярославле правил его сын - святой Давид. Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322 - 1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

      5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: "Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе". Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

      Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. - "Богословские труды", сб. XI, М., 1973„ с. 55 - 77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов - не личных, но врагов России и Церкви, - только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ


Св. ФЕДОР РОСТИСЛАВИЧ Черный (кол. 13)

Из рода Смоленских кн. Родоначальник Ярославских князей (старшей ветви). Сын Ростислава Мстиславича. Кн. Можайский в 1260 - 1297 гг. Кн. Ярославский в 1261 - 1299 гг. Кн. Смоленский в 1280 - 1297 гг. Ж.: 1) с 1261 г. дочь кн. Ярославского. Василия Всеволодовича, кн. Мария; 2) дочь хана Ногая, кн. Анна. + 19 сент. 1299 г.

+ + +

По словам летописца, после смерти отца, братья Глеб и Михаил обидели Федора, дав ему один Можайск. Но Федору удалось поправить дела удачной женитьбой. В 1261 году вдова ярославского князя Василия Всеволодовича княгиня Ксения выбрала Федора в мужья своей дочери Марии. В приданое за женой Федор получил Ярославское княжество. От первой жены Федор имел сына Михаила; во время его отсутствия (Федор уехал по делам в Орду) жена его умерла, теща с боярами провозгласила князем молодого Михаила и не впустила в город Федора, когда он приехал из Орды. Федор отправился назад в Орду, там женился на ханской дочери, прижил с нею сыновей - Давыда и Константина - и, услыхав о смерти старшего сына Михаила, возвратился в Ярославль, где утвердился с ханской помощью. В 1279 году, по смерти братьев, Федор объединил под своей властью Смоленское и Ярославское княжества.

В 1292 году Федор вместе с пятью другими князьями ездил в Орду жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича. Хан Тохта, выслушав жалобы князей, отправил на Русь большое войско. Дмитрий, узнав об этом, бежал, а Андрей Александрович Городненский вместе с Федором взяли Владимир, разграбили Богородическую церковь, потом взяли 14 других городов и опустошили всю землю. После этого Федор захватил Переяславль Залесский, отчину Дмитрия. Но вскоре братья Андрей и Дмитрий помирились. Федор вынужден был уступить последнему Переяславль и с досады сжег этот город. На западе Федор также не смог удержать свою власть: племянник его от старшего брата, Александр Глебович, овладел Смоленском. В 1298 году Федор с большим войском пошел на Александра, долго стоял под Смоленском и бился крепко, но взять города не смог и возвратился в Ярославль без успеха. Погребен в Ярославской церкви св. Спаса.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.


Федор Ростиславич Черный (? -1298) - князь можайск. и ярослав., сын смол. кн. Ростислава Мстиславича. В 1278 женился на дочери ярослав. кн. Василия Всеволодича - Марии, единств, наследнице всего Ярослав, кн-ва. Недовольство братьями, которые дали ему из всего Смол. кн-ва небольшой городок Можайск, заставило его жить в Ярославле, где его тёща, кн. Ксения, не хотела уступать своей власти, привыкнув к ней почти за зо лет вдовьей жизни. Федор Ростиславич вместе с др. князьями ходил (1278) на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Тимура участвовал в походе против ясов и алан, живших на Сев. Кавказе и не желавших платить дань татарам. Вернувшись оттуда с богатой добычей, Федор Ростиславич обратил на себя особое внимание хана и его жены. Последняя предложила ему руку своей дочери. Ярослав, князь не побоялся ответить, что у него есть уже супруга, и он, как христианин, не может иметь другую. Тем временем кн. Ксения по возвращении Федора Ростиславича на родину не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын Федора Ростиславича и Марии - младенец Михаил. Даже посредничество ордынск, посла не смогло убедить своенравную и упрямую княгиню. Ок. 1280 Федор Ростиславич овдовел. Примерно в это же время он остался единств, из наследников смол. кн. Ростислава Мстиславича, так как один за другим поумирали все его братья. Федор Ростиславич отправился в Орду за ярлыком на Смол. княжение и вновь был принят там с большой благосклонностью. В эти годы в Орде возвысился темник Ногай, удачливый и хитрый полководец и политик. Его дочь, в православ. крещении нареченную Анной, и отдали вдовому князю в жёны. Ногай назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя и хана благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды. Когда сын Федора Ростиславича и Марии умер, князь отправился в Ярославль с супругой и 2 сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принимать их и заперли ворота, но Федор Ростиславич со своей смол. дружиной силой оружия добился покорности своих будущих подданных. Он расширил Ярославль, обвёл его земляным валом, построил в нём несколько храмов и украсил их. Его жена Анна построила на свои деньги храм во имя Архангела Михаила на берегу р. Которосли. Канонизирован рус. православ. церковью.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.


ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ, Смоленский, Ярославский (ск. 19.09.1299), князь, родился в грозную годину Батыева нашествия, в 1260 женился на дочери блгв. кн. Василия Ярославского и стал князем Ярославским. У супругов родился сын Михаил, но вскоре Феодор овдовел, и сына воспитывала теща. Она же правила городом в отсутствие князя, которому часто приходилось участвовать в ратных делах, в том числе и в союзе с татарами, требовавшими часто от своих данников — русичей — военной помощи. Высокого роста, красивый, мужественный, кн. Феодор полюбился ордынцам. Сами воины, они оценивали людей прежде всего по воинской доблести. Как-то после долгого похода кн. Феодора не приняли ярославцы (их устраивал малолетний Михаил) и ему пришлось возвратиться в Орду. Здесь овдовевший к тому времени князь вступил в брак с дочерью хана Менгу-Темира, нареченной во св. крещ. Анной, и этот брак имел важное политическое значение для обеих сторон. Кн. Феодор приобрел в Орде большое влияние, которое использовал во благо Церкви и Русской земли. Православие все более распространялось среди ордынцев, а русские люди — купцы, ремесленники, воины, священнослужители — исподволь начали великое миссионерское движение на восток, к берегам Тихого океана, доходя даже до Пекина. После смерти старшего сына кн. Феодор с семьей возвратился в Ярославль и ревностно заботился об усилении и благоустройстве княжества. Слава его гремела по всей России. Перед смертью он принял иноческий постриг. Церковное почитание свв. Феодора и его сыновей Давида и Константина как заступников Ярославской земли началось после их кончины, а в 1463 были обретены их мощи.

Память блгв. князьям Феодору и его чадам Давиду и Константину отмечается 19 сентября/2 октября, 5/18 марта и 23 мая/5 июня.

Русское небо


Далее читайте:

Рюриковичи (биографический указатель).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС