Фалес |
|
640–546 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фалес«Познай самого себя» Фалес (Thales) (нач. VI в. до н.э.). Ученый и философ из Милета, родившийся ок. 624 г. до н.э. Был одним из Семи греческих мудрецов, давал советы по многим вопросам, включая политику и науки. Особенно был известен своими исследованиями в области геометрии и астрономии. До нашего времени не дошла ни одна из его работ. Умер ок. 546 г. до н.э. Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 453. + + +Фалес Милетский. Фалес (начало VI в. до н.э.) традиционно считается древнейшим греческим философом. До нашего времени не дошел ни один его труд, и исследователи даже сомневаются, писал ли он что-то вообще. Аристотель приписывал ему точку зрения, согласно которой мир и все в нем произошло из воды и в конечном счете вернется в воду. Соответственно, вода считалась Фалесом вечным и божественным началом. Подобная философия заключена в его высказывании «Все вещи полны богов». Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 434-435.
Фалес (Θαλῆς) (ок. 625-547 до н. э.)— древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Фалес путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Фалес использовал достижения древневосточной науки (египтян, вавилонян и финикиян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, которое произошло в 585 г. дон. э., разделил год на 365 дней. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 466.
Фалес (конец VII — первая половина VI в. до н.э.) — первый из философов Милетской школы, по преданию — один из семи греческих мудрецов. Торговец и политический деятель, инженер, геометр, астроном, удачно предсказал I солнечное затмение. Ф. Ницше писал о Фалесе: «Греческая философия начинается, по-видимому, с нескладной мысли — с положения, будто вода — первоначало и материнское лоно всех вещей». Первоначало есть субстанция — источник всего существующего и его сущность. Не только всё происходит из воды, но всё также и есть вода в своей сущности. Ф. демифологизирует природу, заменяя богов греческого пантеона безличным единым началом. Вместе с тем «вода» Фалеса не простое видимое вещество; вода одушевлена, в природе всё «полно богов». Магнетические свойства янтаря служили Фалесу доказательством сказанного. Земля возникла из воды, она плоская и плавает на поверхности воды. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 388.
Фалес (ок. 640–546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом. Традиция утверждает, что Фалес познакомил греков с геометрией, которую изучил в Египте. Сочинения Фалеса не сохранились (возможно, он ничего не писал), и то, что мы знаем о его учении, происходит из вторичных источников, в первую очередь из трудов Аристотеля (Метафизика I 3). Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Фалес (ок. 625 —ок. 547) — греческий философ, политический деятель из Милета (Малая Азия). Совершал далекие путешествия ради приобретения знаний. В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. По преданию, он предсказал полное солнечное затмение 584 до н. э. в Ионии. Фалес упоминается первым во всех списках «семи мудрецов»; ему приписывают много изречений, в т. ч.: «познай самого себя», «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». По Аристотелю, Фалес — первый ионийский философ и вместе с тем — первый греческий философ вообще. Первоначалом всего сущего Фалес считал воду, «разумную» и божественную. Фалес стоит у истоков демифологизации мира: Зевс — мировой разум, боги — действующие в мире силы. Фалес считается основателем стихийно-материалистической милетской школы. Сочинения Фалеса не сохранились. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 478.
Фалес, Талес (Θαλής) из Милета (около 625— около 547 до н. э., согласно малодостоверным расчётам Аполлодора), древнегреческий мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи мудрецов; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней греческой философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей античной и развившейся из неё европейской философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греческой астрономии и геометрии. Сочинений не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в том числе знаменитое «Познай самого себя». От учения Фалеса, которое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли следующие положения: вода — основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое рождается, живёт и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Фалес заключил, что вода — источник жизни; а поскольку всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых существ, но и всего, в том числе и земли. Фалес сделал решительный шаг к демифологизации мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti, Firenze, 196.'i, p. l—75. • Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Φ. την αρχήν ΰοωρ είναι, в сб.: Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979, с. 167—76; Z el ler E., Mondolfo R., La filosofia dei Greci nel suo sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
Фалес (около 640/625 - около 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных - сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., - это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие не сохранились. А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Фалес (Θαλῆς) из Милета (Иония, Малая Азия) — древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, родился в 640 году до н. э. (распространенная в литературе дата 625 года основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения — 28 мая 585 года до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 веков стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177): мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 веке) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — «естественную историю», Евдем — истории астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3—4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода. Таким образом, «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983b22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклида, Диогена Аполлонийского к стоикам. Свидетельства: DK I, 67—81; Maddalena A. Ionici, testimonianze е frammenti, Firenze. 1963, 1—75; ColliG. La sapienza greca, v. 1. Mil., 1977; Лебедев. Фрагменты, с. 100—115. А. В. Лебедев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 158-159.
Далее читайте:Исторические лица Греции (биографический справочник). Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Милетская школа (подборка статей). Литература:Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989. Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского).— В кн.: Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66; Classen С. J. Thales, RE, Suppl. 10. Stuttg., 1965, col. 930—947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thales, or the beginnings of Natural-Philosophy.— «Mnemosyne», ser. IV, 1985, v. 38, fasc. 1—2, p. 109-129.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |