Эрмлер Фридрих Маркович |
|
1898-1967 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фридрих Маркович ЭрмлерИз энциклопедии:Эрмлер Фридрих Маркович [1(13).5. 1898, г. Режица, ныне Резекне Латв. ССР,- 12.7.1967, Ленинград], советский кинорежиссёр, нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1919. Учился на актёрском ф-те Ленингр. ин-та экранного иск-ва (1923-24). В 20-е гг. выпустил ряд картин, среди к-рых наиболее значит. "Обломок империи" (1929). В 1932 (совм. с С. И. Юткевичем) создал звуковой фильм ч Встречный", одну из первых картин о рабочем классе и 1-й пятилетке. Крупнейшая работа режиссёра - " Великий гражданин" (1938-39) - поев, памяти С. М. Кирова. Тема руководящей роли Коммунистич. партии, занимающая большое место в картинах режиссёра, отражена и в фильме "Крестьяне" (1935). На материале Великой Отечеств, войны 1941-45 созданы картины "Она защищает Родину" (1943) и "Великий перелом" (1945). Среди др. фильмов: "Неоконченная повесть" (1955), "Перед судом истории" (1965). Гос. пр. СССР (1941, 1946 - дважды, 1951). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Портрет стр. 239. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Долго оставался не у делЭрмлер Фридрих Маркович (1.5.1898, Режица Витебской губернии - 12.7.1967, Ленинград), режиссер, народный артист СССР (1948), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1946 дважды, 1951). Учился на актерском отделении Ленинградского института экранного искусства (не окончил). В 1919 вступил в РКП(б). Поставил звуковой фильм "Встречный" - один из первых фильмов о рабочем классе и первой пятилетке. Снял фильмы "Обломок империи" (1929), "Встречный" (1932), "Великий гражданин" о С.М. Кирове (1938-39), "Она защищает Родину" (1943), "Великий перелом" (1946). Видный представитель пропагандистского кинематографа, прославлявшего прежде всего лично И. В. Сталина и успехи страны под его руководством. После смерти Сталина долго оставался не у дел, но в 1965 выпустил историко-документальный фильм "Перед судом истории". Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 С убежденностью в правоте СталинаЭрмлер Фридрих Маркович (1898-1967). Советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Один из именитых кинорежиссеров сталинской эпохи. Родился в г. Режица (Латвия). С двенадцати лет начинает свой трудовой путь. В годы гражданской войны служил в рядах Красной Армии. Член КПСС с 1919 г. В 1923 г. получил направление на учебу в Ленинградский институт экранного искусства на актерское отделение. Затем в 1924 г. с С. Васильевым и другими любителями кинематографа организовал киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ), где создал свой первый фильм «Скарлатина». В 1926 г. снял кинокартину «Катька — бумажный ранет». После постановки фильма «Обломок империи» (1929) прерывает режиссерскую деятельность и учится в Киноакадемии. В 1932 г. вместе с С. Юткевичем ставит фильм о В.И. Ленине «Встречный». В последующие годы создает ряд широко известных фильмов. В большинстве своих постановок является соавтором и автором сценариев. Эрмлер награжден орденом Ленина (1935), орденом Трудового Красного Знамени (1950). Пятикратный лауреат Сталинской премии за фильмы: «Великий гражданин» (две премии — премии за каждую серию, 1941), «Она защищает Родину» (1946), «Великий перелом» (1946), «Великая сила» (1951). В 1939 г. на экраны страны вышел фильм Эрмлера «Великий гражданин», в котором прообразом главного персонажа был С.М. Киров. Его сценарий еще в 1937 г. Сталин подверг детальному разбору и заявил: «Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки. Представители „оппозиции", — писал Сталин, — выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова 1) нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упомянутое о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова-Радека. ...Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий (групп. — Сост.) за власть, из которых одной „повезло" в этой борьбе, а другой „не повезло", что было бы грубым искажением действительности, а как борьба двух программ (подчеркнуто Сталиным. — Сост.), из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова-Радека» (Суровая драма народа. М., 1989. С. 494). «Можно оставить в стороне замечание о портрете Желябова, — пишет Г. Марьямов, — и даже „скромную" пометку о замене имени Сталина на ЦК партии. Сталин любил декларировать коллективную ответственность за все, что происходило по его воле. Его постоянным выражением было „мы решили", иногда прибавлялось „посоветовались и решили". Известно, что расстрельные списки приговоренных к высшей мере наказания подписывались всеми членами Политбюро. Указание по сценарию „Великий гражданин" последовало 27 января 1937 года. Через три дня Пятаков и другие обвиняемые по процессу были расстреляны... А через некоторое время о финале картины — убийство Шахова (Кирова) — последовало от Сталина еще более категоричное указание: „Конец о смерти Кирова выбросить"» (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. 35). Эрмлер и его соавторы засели за переделку сценария, с намерением добросовестно выполнить сталинские указания. Об этом они писали в газете «Кино» в феврале 1938 г.: «Обыкновенно политическая тема бралась как повод для развертывания конфликта. Мы сделали обратное. У нас в картине сталкиваются идеи, вскрываются политические характеры... Мы стремимся языком художественных образов показать на экране две программы, два пути: победоносный путь большевистской партии, осуществившей ленинско-сталинское учение о построении социализма в одной стране, и путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма, ставших шпионами, диверсантами, убийцами... Жизнь непрестанно вносила свои коррективы в живую ткань сценария. Блестящая работа органов НКВД вписывала новые победоносные страницы в дело окончательного разгрома троцкистско-зиновьевского и бухаринского охвостья. И на этой основе мы стремились глубже и правильнее раскрыть и дополнить характеры наших персонажей... Если наша работа будет положительно оценена советскими зрителями, если она принесет пользу в деле мобилизации бдительности, в деле разоблачения и разгрома врагов народа, мы будем счастливы сознанием, что наш творческий долг выполнен». Эта творческая декларация авторов «Великого гражданина» является точным следованием сталинской концепции, высказанной им при чтении сценария. Нет сомнения, что сделано это было с убежденностью в правоте Сталина, тогда еще не раскрывшегося в своей страшной сущности. «Великий гражданин» был снят с экрана после XX съезда партии, осудившего Сталина (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. 35). Примечания1) А.И. Желябов (1851-1881) — революционер-народник. Один из создателей и руководителей организации «Народная воля». Организатор покушения на императора Александра II (1881). Казнен в Петербурге. Сталин негативно относился к народникам. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» об их ошибках и неудачах говорится гораздо больше, чем о заслугах перед революционным движением. Тем не менее, вождь понимал, что народники были людьми мужественными, идейными, а потому не хотел «отдавать» их партийным оппозиционерам. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 Литература:Самойлов А., Фридрих Эрмлер, Л., 1970; Фридрих Эрмлер. Документы, статьи, воспоминания, [сб.], Л., 1974.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |