Эйнштейн, Альберт |
|
1879-1955 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Альберт Эйнштейн
Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия,— 18.4.1955, Принстон, США), один из основоположников современной физики. В 1900 году окончил политехникум в Цюрихе. В 1902—1909 годы работал в патентном бюро в Берне. В дальнейшем вёл педагогическую и научную работу в Бернском, Женевском, Пражском и Берлинском университетах. После прихода в Германии к власти нацистов эмигрировал в США. Эйнштейн был создателем специальной и общей теории относительности, квантовой теории света. Теоретические исследования Эйнштейна в различных областях физики имели огромное философско-методологическое значение. Его идеи послужили основой для выработки новой, материалистической картины мира, исходящей из органич. связи пространства и времени с материей и её движением. Эйнштейн стоял на позициях естественнонаучного материализма. По собственному признанию, определенное влияние на его философское мировоззрение оказали Кант, Юм, Мах. Знакомство с работами Юма стимулировало у Эйнштейна критическое отношение к ньютоновской механике. Принцип наблюдаемости послужил Эйнштейну основой для критики ньютоновской концепции ненаблюдаемого абсолютного пространства и разработки операционального определения одновременности. Наиболее характерная особенность мировоззрения Эйнштейна — рационализм. Как гносеологическая концепция рационализм у Эйнштейна связан с утверждением автономии логико-теоретического знания по отношению к эмпирическому (в смысле признания невозможности индуктивного выведения первого из второго). Эту форму рационализма Эйнштейн связывал с философией Канта, хотя сама по себе она глубоко отлична от кантовского априоризма. Концепция онтологич. рационализма, развиваемая Эйнштейном,— учение о рациональной структуре и гармонии мира. Природа, согласно Эйнштейну, представляет собой строго детерминированную систему, исключающую элементы неопределённости и случайности. Исходя из подобного представления, восходящего к Спинозе, Эйнштейн полагал, что вероятностные законы квантовой механики свидетельствуют о её неполноте. Рационализм Эйнштейна нашёл выражение в его взглядах на идеал физической теории, который он мыслил как единую теорию геометризованного поля. Эйнштейн занимал прогрессивные общественно-политические позиции, активно выступал против нацизма, за мир и дружбу между народами. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. науч. трудов, т. 1—4, М., 1965—67 (лит.). Кузнецов Б. Г., Э., М., 19795; Э. и филос. проблемы физики 20 в. Сб. ст., М., 1979. Вернуться на главную страницу Эйнштейна
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |