Джотто ди Бондоне |
|
1266-1337 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джотто ди Бондоне
Джотто. Святой Антоний Великий. Одновременно с формированием итальянского литературного языка шло развитие искусства. Относительная слабость феодалов в Италии (сравнительно с такими странами, как Франция или Германия), а также ранний расцвет городов наложили на итальянское искусство своеобразный отпечаток: романское искусство получило в Тоскане чуждый другим странам Западной Европы этого времени нарядный и жизнерадостный убор из разноцветного мрамора в так называемом «инкрустационном стиле», а готика, распространившаяся в XIII и XIV веках по всей Европе в довольно единообразных формах, имела в Италии весьма ограниченное применение. Решительный поворот к реалистическому искусству связан с именем живописца Джотто ди Бондоне (около 1266—1336). Джотто первым перестал подражать застывшим образцам византийской иконописи, обратился непосредственно к натуре и тем самым реформировал живопись. Недаром Данте называл Джотто величайшим живописцем своего времени. Хотя Джотто расписывал только церкви и, хотя содержание его фресок по-прежнему было только религиозным, но в традиционные сюжеты он вкладывал уже совсем новое содержание. Он отказался от плоскостного характера иконописных изображений, от их условных фонов и стремился передать глубину пространства. Изображение человека было для Джотто главной задачей. Все действующие лица в его картинах делаются участниками одного драматического события, все они способствуют раскрытию единого замысла. Каждое отдельное лицо становится у Джотто носителем определённых переживаний, определённого характера. Так традиционные религиозные сюжеты наполняются глубоко человеческим содержанием и в картинах на темы евангельских легенд ставятся вопросы, важные для современности. Наиболее знаменитыми являются росписи Джотто в капелле дель Арена в Падуе на сюжеты легенд из жизни Христа и Марии и росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции на темы из жизни Франциска Ассизского. Примером выдающегося мастерства Джотто может служить одна из фресок в цикле падуанских росписей «Поцелуй Иуды». Из большого количества действующих лиц здесь взгляд сразу выделяет главную группу — Христа и Иуду, так как она композиционно занимает центральную часть картины. Христос, изображённый как прекрасный и мудрый человек, знающий о совершающемся предательстве, спокойно и строго смотрит на уродливого Иуду, тянущегося к нему со своим поцелуем. Джотто справедливо считается родоначальником реалистической западноевропейской живописи. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 623. Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана,- 8. 1. 1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280-1290). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 году руководил строительством собора и городских укреплений. С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Джотто вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Джотто относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299 годами). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Джотто определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Джотто). В начале 1300-х годов Джотто посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304-1306 годы Джотто создаёт своё главное произведение - росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведений проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Джотто отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 века Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300-1302 годы; фрагменты обнаружены в 1966 году), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньис-санти»; 1310-1320, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Джотто достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Джотто относятся росписи капелл Перуцци (около 1320 года) и Барди (1320-1325 годы) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы. Джотто приписывают проект кампаниям (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334 году, продолжено в 1337-1343 годы Андреа Пизано, завершено около 1359 года Ф. Таленти). Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведения многих крупнейших мастеров 14-15 веков (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело). И. Е. Данилова. Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 8. Дебитор – Евкалипт. – М., Советская энциклопедия. – 1972. – 592 с. ДЖОТТО (1266-1337). Принято считать его родоначальником реализма в европейской живописи эпохи Возрождения. Его творчество стало новаторским не потому, что открыло нечто новое, доселе небывалое в искусстве. Оно не порвало с традиционным в средневековом христианском обществе византийским стилем с его условностями и своеобразным импрессионизмом. Главным было — содержание, религиозная идея, а не внешние признаки; стремление передать величие божественных образов. Отчасти это сохранилось и у Джотто. Но он ввел в этот мир застывший, принципиально двухмерный, пренебрегающий перспективой (которая нередко становилась обратной), дыхание жизни, объем, иллюзию трехмерности, человеческие чувства с их оттенками. Например, на фреске «Распятье» в церкви Св. Франциска в Ассизи центральная фигура словно парит над землей в окружении ангелов, раскинув руки; ученики тянутся к нему не только в скорби, но и в устремленности к высшему, к идеалу. А слева в углу показана сцена снятия с креста (так в иконописи было принято совмещать события неодновременные, что подчеркивало их единство в вечности; сказывалось и пренебрежение к перспективе во времени). Другая фреска в этой церкви — «Оплакивающие Христа» — демонстрирует застывшее мгновение, заставляющее вспомнить рисунки античных мастеров; показаны различные виды скорби: от отчаяния — застывшего или эмоционально бурного, до глубокой грусти или печального раздумья. От иконописной традиции здесь сохранился лишь условно очерченный пейзаж. Надо оговориться. Судя по всему, эти работы были выполнены учениками Джотто (их в шутку называли «джоттесками»). Однако стиль и выразительность, присущие мастеру, в них отражены безусловно. Итак, Джотто — мастер «переходного» периода. Чем объяснить его новаторство, кроме общего влияния эпохи, сказать трудно прежде всего потому, что о его жизни известно немного. В ту пору отношение к художникам было утилитарное; их воспринимали как ремесленников, исполняющих определенные заказы. Работали обычно живописцы группами, и подмастерья учились у мастеров. Родился Джотто близ Флоренции., долго жил и работал в Риме, где исполнил мозаику «Чудо на Генисаретском озере». По-видимому, сначала был учеником художника Каваллини. Переехав в начале XIV века в Падую, он расписал капеллу дель Арена, на цоколе изобразил 14 аллегорий «Пророков» и «Добродетелей», а на входной стене — монументальный «Страшный суд» (со сценами из жизни Христа). Вот что писал известный советский искусствовед М. Алпатов: «Образ человека, мужественно переносящего свои испытания и спокойно взирающего на окружающий мир, проходит лейтмотивом через падуанский цикл Джотто. Человек у Джотто противостоит ударам судьбы, как древний стоик. Он готов постоянно сносить свои невзгоды, не падая духом, не отступая от правды, не ожесточаясь против людей. Такое понимание не противоречило средневековой церковной морали. Но оно поднимало человека, утверждало его самостоятельное бытие, придавало ему бодрость, привязывало к земному...» Один из наиболее знаменитых сюжетов Джотто — фреска «Поцелуй Иуды». Вот как передает ее М. Алпатов: «Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом... Этот проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческой души. При этом Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного героизма, настоящего стоического мужества. Лицо Христа в «Поцелуе Иуды» замечательно своими исключительно правильными чертами. Профиль Христа отличается соразмеримостью пропорций античной скульптуры. Джотто поднимается здесь до вершин классической красоты... ...Только Джотто сумел соединить идеал классической красоты с глубочайшей полнотой душевной жизни человека. Новая живописная система и понимание картины как сценического единства дали ему возможность воплощения образа совершенной личности в ее действенном отношении к окружающему миру и в первую очередь к другим людям». Во времена Джотто еще не была разработана теория перспективы. Он творил, полагаясь на интуицию и зрительную память, и сумел передать на плоскости иллюзию реального пространства, а в образах людей — реальные чувства и страсти. Цитируется по изд.: Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012. Литература:Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. -Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110-22; [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958: Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci M., Giotto, Firenze, [1966]; Vigorelli G., Baccheschi E., L'ope-ra completa di Giotto, Mil., 1966.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |