Духнович Александр Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Духнович Александр Васильевич

1803-1865

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Васильевич Духнович

"Я русин был, есмь и буду"

Александр Васильевич Духнович (1803-1865), выдающийся карпаторусский писатель, культурный деятель и педагог, родился в селе Тополе 24 апреля 1803 г. По семейному преданию происходил из рода князей Черкасских, один из которых руководил стрелецким бунтом в Москве и после его подавления бежал в Закарпатье. У чился в Кошице. Окончил ужгородскую гимназию (1821) и богословскую семинарию (1827). Был приходским священником в Комложе, Беловеже. Служил каноником в Пряшевском соборе. Считая своим главным делом духовное просвещение и пробуждение национального самосознания народа, Духнович целенаправленно издает альманахи и календари, создает учебники для русинских школ и учителеи: букварь, "Литургическии катехизис", географию, грамматику русского языка, "Народную педагогию" (1857) и др. Два его исторических сочинения "Истинная история Карпатороссов" (рук. 1853), История Пряшевской епархии" увидели свет в России после его смерти. Духнович автор более сотни стихотворений, двух драм, прозаических сочинений. Его стихотворение "Я русин был, есмь и буду" распевалось как народный гимн при жизни поэта, а "Подкарпатские русины, оставьте свой глубокий сон" стало в 1919-1939 гг. гимном Подкарпатской Руси (в составе межвоенной Чехословакии); Будучи последователем "москвофильства", Духнович мечтал о единстве всех частей "русского народа", утраченном после распада Киевской Руси. Умер 29 марта 1865 г. и похоронен в Прешове, в грекокатолическом храме Святого Креста.

Я русин был, есмь и буду,
Я родился русином.
Честный род мой не забуду,
Останусь его сыном...

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Духнович Александр Васильевич (24.04.1803—18.03.1865), поэт, писатель, православный просветитель, педагог, деятель национального возрождения Карпатской Руси. Писал на т. н. язычии (язык, созданный кругом русофильски настроенных писателей Закарпатья и Галиции на основе русского и церковно-славянского языков, местных диалектов).

Родился в с. Тополя, близ Пряшева, в семье священника. По семейной легенде, род Духновичей происходил от князей Черкасских, один из которых, замешанный в стрелецком бунте, бежал в Венгрию; переменив фамилию, женился, был рукоположен в священнический сан. По окончании Ужгородской гимназии (1821) Духнович учился в Ужгородской семинарии (1824—27). Служил чиновником в епархиальной семинарии в Пряшеве и одновременно домашним воспитателем. В 1833—37 — приходской священник. С 1843 — каноник (протоиерей) Пряшевского собора; преподавал русский язык в Пряшевской гимназии.

В годы подъема национальных культурных движений в Закарпатье, связанных с венгерской революцией 1848—49, был у истоков общественно-политического течения «москвофилов», пропагандировавших единение «русинов» (самоназвание восточно-славянского населения Галиции, Буковины, Закарпатья, сохраняющееся и в ХХ в.) с русским народом, в т. ч. в целях противостояния «мадьяризации». 27 апр. 1849 был арестован восставшими мадьярами, которые, невзирая на священнический сан, препроводили его босиком за 30 верст из Пряшева в Кошицы и предали суду; 5 мая выпущен и возвратился в Пряшев, но некоторое время оставался под полицейским надзором.

Твердую позицию занимал Духнович в вопросах веры: «Пускай латинствующие Венские каноники веруют как хотят; я же… ни за что не отступлю от преданий святых отцов и учения святой Восточной церкви».

Важнейшим средством сохранения национального сознания и самобытности народа Духнович считал развитие словесного творчества и образования на родном языке, при этом главную задачу видел в формировании в народе религиозных и нравственных начал, «добронравия». Просветительская тематика явилась ведущей в его художественном и публицистическом творчестве. Духнович создал впервые в Венгрии педагогические произведения и учебники для русинов, в т. ч. и «Народная педагогия…» (Львов, 1857) для учителей сельских народных школ, развивающая идеи чешского педагога Я. А. Коменского, первый русский букварь «Книжица читальная для начинающих» (Будапешт, 1847), «Сокращенная грамматика письменного русского языка (Буда, 1853). Духнович основал в Пряшеве благотворительное Общество Иоанна Крестителя, помогавшего русским учащимся гимназии, и культурно-просветительское общество «Литературное заведение» (1850), которое ставило целью издание стихотворных альманахов и просветительских сборников («Календари» на 1850, 1851, 1853, 1854, 1857 и др. издания).

Литературная деятельность Духновича определялась стремлением создать единый для «карпатороссов» литературный язык на основе русского литературного языка и народной разговорной речи и в то же время способный передать особенности жанровых разновидностей. Отсюда широкое жанровое разнообразие произведений Духновича, в целом отражающее его ориентацию на систему жанров XVIII в.: торжественные и философские оды (первые из сохранившихся сочинений — «Триумф Николая Павловича Самодержца, царя всея России, когда против турок грядый в Болгарию всею силою переселися» и «Ода на взятие Варны…»; обе — 1829), элегии («Тоска на гробе милой»), аллегорические стихи, сатиры, басни в прозе, подражания народным песням, драмы, сентиментально-назидательные повести («Милен и Любица. Идильская повесть от древних русинов времен», 1851; «Женская свирепость», 1852), афоризмы, шарады, загадки, логогрифы. В поэзии Духновича преобладали патриотические мотивы, идея славянской солидарности («Песнь земледельца — весною», «Подкарпатские русины», несколько «Поздравлений русинов»), духовные установки: цель жизни — благо ближнего, счастье — в умении довольствоваться малым, вечность и красота природы как мерило земного бытия (напр.: «Мысль в начале весны», 1852; «Надежда», 1860-е). Вместе с тем у Духновича немало и лирических, любовных стихов, в т. ч. посвященных безвременно угасшей возлюбленной. (Большинство названных произведений печаталось в альманахе «Поздравления русинов» на 1850, 1851 и 1852, изданном в Будине и Перемышле, все вошли в его сочинения). Широчайшей популярностью среди русинов пользовалось стихотворение «Я русин…» (1851), которое было положено на музыку и стало своего рода народным гимном: «Я русин, был, есмь и буду, / Я родился русином, / Честный мой род не забуду,/ Останусь его сыном». В стихотворных опытах Духнович разрабатывал поэтическую технику: стихи, особенно ранние, были в основном силлабическими, впоследствии появилась силлабо-тоника. Разрабатывая в поэзии язык высоких жанров, с активным использованием церковно-славянского элемента, в драматических произведениях Духнович стремился выразить «простонародную… свойственность» языка русинов, для чего избрал «мысль без всякие украсы сущую, низкую и простонародную». Драма «Добродетель превышает богатство» (Перемышль, 1850; поставлена в соседних сельских школах в 1851), написанная на материале народной жизни (по мотивам легенды о разбойнике, окончившем свою жизнь на виселице), призвана убедить своего читателя в необходимости доброй, «богобоязненной и честной жизни».

Литературные интересы Духновича были сосредоточены гл. обр. вокруг славянофильской школы. Он был активным читателем журнала «Русская беседа»» (2-я пол. 1850-х), прежде всего материалов на темы истории и национального возрождения славянских народов, народной культуры, стихотворений В. А. Жуковского, И. С. Аксакова, А. С. Хомякова, Ф. И. Тютчева (с особым вниманием к образным или близким народной речи выражениям). Принимал участие в подготовке сборника «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (сост. Я. Головацкий).

Духнович активно сотрудничал в публицистическом издании «Вестник» И. Ф. Головацкого, «Семейная библиотека» С. Г. Шеховича, «Церковная газета» и «Церковный вестник» И. И. Раковского, «Слово» Б. А. Делицкого. Его статьи были посвящены в основном культурно-просветительскому движению в Закарпатье, рассматривали вопросы формирования литературного языка Угорской Руси. Популяризации идеи славянского единства служат краеведческие сочинения Духновича, главное из которых — «Истинная история карпатороссов…» (1853). Духнович оставил «Записки» (1858, 1861, 1863; не опубл.), содержащие и автобиографические сведения.

Толстихина А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Сочинения:

Вибране. Пряшив, 1963;

Соч. (Твори). Т. 1—2. Братислава—Пряшев, 1967—68.

Литература:

Попов Н. А. Русский писатель в Венгрии. А. В. Духнович // «Беседы в Обществе любителей российской словесности». 1871. № 3;

Терлецкий Вл. Угорская Русь и возрождение сознания народности между русскими в Венгрии. Киев, 1874;

Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели. М., 1916;

Русские писатели 1820—1917. Биогр. словарь. Т. 2. М., 1992.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС