Доле Этьенн
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Доле Этьенн

1508—1546

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Этьенн Доле

Доле (Dolet) Этьенн (1508—1546) — лионский издатель, ученый, видный гуманист, страстный поклонник и пропагандист античной философии, прежде всего взглядов Цицерона, талантливый критик «папизма» и учения Лютера. Литературную деятельность начинал в Падуе и Тулузе, где стал ведущей фигурой кружка свободомыслящих. В Лионе основал типографию, основное внимание уделял изданиям «еретических» авторов — как античных философов, так и современников-вольнодумцев. Приобрел европейскую известность собственными работами, в которых отвергал фанатизм христианского учения, критически перетолковывая его с позиции «цицеронианства». Если христианские догмы, в том числе догматы о всемогуществе бога и бессмертии души, считал он, не выдержат испытания разумом и чувствами, они должны быть отвергнуты. Отстаивая свободомыслие, он в духе Цицерона трактовал религию прежде всего как мораль и знание, осуждал церковь, это «варварское учреждение», за вероучительный деспотизм и насилие над духовной свободой. Доле последовательно высказывался за веротерпимость, осуждал жестокость инквизиции, требовал «отказаться от костра как средства исправления убеждений». Его как «атеиста» одинаково ненавидели и католические, и протестантские богословы; Кальвин, например, расценивал взгляды Доле как «высшее надругательство над верой». В конце концов Доле был схвачен инквизицией, обвинен в богохульстве, в отступлении от католической веры, отрицании бессмертия души и заключен в тюрьму. 3 августа 1546 года Доле был заживо сожжен на площади Мобер в Париже.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 96.


Доле (Dolet), Этьенн (1509 - 3.VIII.1546) - французский гуманист-вольнодумец. Получил классическое образование. Учился в Париже, затем в Падуанском университете. Дух падуанского свободомыслия оставил во взглядах Доле неизгладимый след. Вернувшись во Францию и поступив на юридический факультет Тулузского университета, Доле резко выступал публично и в своих ходивших по рукам эпиграммах против городских властей, обличая их религиозный фанатизм. В результате преследований вынужден был после кратковременного ареста покинуть Тулузу и переехать в Лион. В 1536 году выпустил 1-й том (в 1538 году - 2-й) своей главной работы «Комментарии латинского языка» ("Commentarii linguae latinae"), создавшей ему репутацию одного из первых латинистов эпохи. В 1538 году открыл свою типографию, из которой вышло около 80 книг, в том числе сочинения Mapo, Рабле и других. Первые две книги смелого романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Доле напечатал без смягчающих поправок автора; поскольку это было чревато для Рабле преследованиями, он прекратил дружеские отношения с Доле. В 1539 году во время стачки рабочих лионских типографий, происходившей одновременно с выступлением рабочих парижских типографий, Доле, приняв требования своих подмастерьев, тем самым поддержал рабочих. В 1542 году был арестован по доносу владельцев типографий, ему был предъявлен ряд обвинений, в том числе в издании запрещенных книг (в типографии Доле вышло несколько запрещенных книг протестантов). Вмешательство одного из влиятельных приближенных Франциска I - епископа Тульского дю Шателя, ценившего даровитого гуманиста, спасло Доле от костра. Но летом 1544 года Доле был вновь арестован и отправлен в Париж на суд парламента, где ему были предъявлены обвинения в богохульстве, в издании запрещенных книг, в безбожии и отрицании бессмертия души. 2 августа 1546 года Доле был вынесен смертный приговор, приведенный в исполнение 3 августа 1546 года. Доле явился одной из первых жертв в борьбе за вольнолюбивую печать. В 1889 году в Париже на площади Мобер, где был сожжен Доле, ему был поставлен памятник.

Ф. A. Коган-Бернштейн. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Литература:

Люблинский В. С., Четырехсотлетие казни Этьенна Доле. 3 авг 1946,

Календарь знаменат. дат, Л., 1946;

Лившиц Р. В., Этьенн Доле, в кн.: Тр. Ленингр. гос. библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской, т. 2, Л., 1957;

Galtier O., Etienne Dolet. Vie, oeuvre, caractère, croyances, P., (1908).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС