Димитрий, Абашидзе Давид Ильич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Димитрий, Абашидзе Давид Ильич

1867-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Димитрий (Абашидзе)

Димитрий (Абашидзе Давид Ильич) (2 октября 1867, Тифлисская губ., - декабря 1944, Киев), Грузинский князь. В 1891 окончил Новороссийский университет (Одесса), в 1896 - Киевскую духовную академию (на 1-м курсе пострижен в монашество) со степенью кандидата богословия и рукоположен в иеромонахи. Преподавал и работал в духовных семинариях. С 1902 епископ Алавердский, с 1903 - Гурийско-Мингрельский, с 1905 - Балтский, с 1906 - Туркестанский и Ташкентский, с 1912 - Таврический и Симферопольский. Во время 1-й мировой войны, в 1914, рядовой священнослужитель Черноморской эскадры, в 1915 возведён в сан архиепископа Таврического и Симферопольского.

Участник Св. Собора Православной Российской Церкви в Москве (август 1917 - 1918); на Соборе был избран председателем отдела по устройству православной церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской церкви, член отделов: о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве.

Из посланий Димитрия Таврической пастве в 1917: "...доблестная армия продолжает бить врага и, несомненно, сумеет разбить его, если мы с вами, оставшиеся дома, не проявим чёрной неблагодарности по отношению к нашим защитникам-воинам. Сражающаяся армия нуждается в пище, требует для себя огромного количества хлеба. ...Мы обязаны по первому зову нашего народного правительства раскрыть наши амбары, зернохранилища и свозить хлеб для армии" (Таврический Церковно-Обществ, Вестник", 1917, № 8-9, с. 175): "Пусть нами распоряжается народное Временное правительство; пастыри церкви пусть учат нас хранить величайшее сокровище наше - святую веру православную и посильно жить по её заветам; судьи и правители пусть судят и правят по Божьему, милостиво и справедливо по Закону; воины пусть безусловно во всём повинуются военачальникам своим, призванным и вновь назначенным над ними нынешним правительством, оберегая их как зеницу ока, не забывая, что без вождей нет воинства; купцы пусть добросовестно торгуют, не раздражая братьев своих погоней за излишними, неумеренными прибытками; землевладельцы пусть всеусердно возделывают Богом данную им землю; учащиеся пусть преуспевают в премудростях и возрасте, и в любви к Богу и человеку; матери и жёны пусть заботятся о своих семьях, сохраняют верность мужьям своим; старцы и старицы да будут примером доброй христианской жизни для молодых" (там же, с. 182).

В окт. оставлен при Св. Синоде для работы с освобождением от Таврической кафедры. После взятия штурмом красногвардейцами Московского Кремля Димитрий заявил: "Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами" ("Деяния Св. Собора Правосл. Рос. Церкви", кн. 3, П., 1918, с. 181). Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский ВРК и ходатайствовала о смягчении участи борцов против установления Советской власти в Москве.

В 1918 Димитрий оказался на Юге России, где в мае 1919 участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного церковного Собора, который приветствовал ген. А.И. Деникина и учредил Врем. Высшее церк. управление Юго-Востока России. При А.В. Врангеле Димитрий - пред. церк. управления.

В 1919 эмигрировал за границу, но пробыл там недолго. С конце 20-х гг. проживал в Киеве, принял схиму под именем Антония и пребывал в затворе, старчествовал.

М. Е. Голостенов

Использованы материалы статьи М.Е. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993


Димитрий (в миру кн. Абашидзе Давид Ильич, в великой схиме Антоний), архиеп. Таврический и Симферопольский (1.10.1867— 19.10[1.11].1942 (по др. данным дек. 1943 или дек. 1944), церковный и общественный деятель, почетный председатель Таврического отдела Русского Собрания (PC).

Родился в с. Веджины Сигнахского у. Тифлисской губ., выходец из знатного и богатого грузинского рода. Окончил юридический ф-т Новороссийского ун-та в Одессе (1891) и поступил в Киевскую ДА, где в 1892 (на первом курсе) принял постриг. Окончил академию (1896) со степенью кандидата богословия и рукоположен во иеромонаха. 16 авг. 1896 назначен преподавателем Св. Писания Тифлисской ДС (здесь познакомился и сблизился с семинаристом Иосифом Джугашвили, будущим лидером СССР, которого безуспешно пытался удержать от участия в революционной деятельности), с 1897 инспектор Кутаисской ДС, с 1898 инспектор Тифлисской ДС. В 1900 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Миссионерской ДС в с. Ардонское близ Владикавказа. 23 апреля 1902 хиротонисан во еп. Алавердского, вик. Грузинского экзархата. С 4 ноября 1903 еп. Гурийско-Мингрельский, с 16 апреля 1905 — еп. Балтский, вик. Подольской епархии. С 20 янв. 1906 еп. Туркестанский и Ташкентский, с 25 июня 1912 еп. Таврический и Симферопольский.

С началом Первой мировой войны стал рядовым священнослужителем Черноморской эскадры, за боевые заслуги награжден панагией на Георгиевской ленте. Тем не менее, в 1915 в кадетской и октябристской печати против него была развязана кампания по обвинению в германофильстве и защите немецкого засилья в России. В защиту своего архиерея выступили священнослужители епархии. Прот. Н. Бортовский (принявший впоследствии мученическую кончину) выпустил брошюру, в которой доказал всю лживость нападок со стороны «левых патриотов» на владыку Димитрия. В 1915 возведен в сан архиепископа.

Архиеп. Димитрий пользовался авторитетом у правых. Он благословил Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26—29 ноября 1915), прислав в адрес Совещания проникновенную телеграмму, в которой исповедал свои монархические и патриотические убеждения: «Смиренно молю Господа объединить всех правых в единую крепкую Царскую рать для защиты спасительных праотеческих устоев русской государственной жизни, для вразумления и рассеяния обольщенных и заблуждающихся, ищущих пользы в иноземных порядках и рабского, жадного подражания им, для уничтожения богопротивной крамолы и всех аггелов этого адского измышления. Свидетельствую Вам нашу неизменную любовь и всегдашнюю готовность до смерти стоять у стяга русского. Сладостно умереть за Веру, Царя и Отечество». Избран почетным председателем Таврического отдела PC, учрежденного в Симферополе в к. 1915 — н. 1916. В к. 1916 Н. Н. Тиханович-Савицкий предлагал включить владыку Димитрия в состав общемонархического Совета, который планировалось избрать на Всероссийском Съезде Русских Людей в 1917.

После получения известия об отречении Государя выпустил обращение к православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии, в котором призывал свою паству не предаваться унынию и хранить Веру: «Будем же беречь это драгоценное наше сокровище, нашу Православную Христову Веру, ибо и ныне она победит всех врагов, разрушит все козни и выведет нашу многострадальную Родину в новую жизнь, как это неоднократно прежде бывало в истории нашего Отечества». Выступал против превращения религии в частное дело, против отделения Церкви от государства и школы. В 1917—1918 участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на Соборе был избран председателем отдела по устройству православной церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской церкви, член отделов: о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве. После взятия штурмом красногвардейцами Московского Кремля заявил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами». Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский Военно-революционный комитет и ходатайствовала о смягчении участи борцов против советской власти в Москве. В 1918 оказался на юге России, где в мае 1919 участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного Церковного Собора, который приветствовал генерала А. И. Деникина и учредил Временное Высшее Церковное Управление юго-востока России (ВВЦУ). При бароне Н. Н. Врангеле был председателем ВВЦУ. Призывал прекратить братоубийственную войну, в одном из посланий ВВЦУ к «православному русскому народу» говорилось: «Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь избранников Своих, исцелит их и умирит».

Несмотря на уговоры, не захотел покинуть пределы России вместе с уходившими белыми войсками, митр. Антоний (Храповицкий) назвал его решение «самоубийством». Был арестован в архиерейском доме в Симферополе и приговорен к расстрелу «за контрреволюционную деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики». Приговор направили на утверждение Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением. В тюрьме владыка томился около двух лет, потерял зрение, ослепшего архиерея выпустили на свободу в 1924. Два года скитался, добрался до Киево-Печерской Лавры, где после многодневной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение. В 1926 принял схиму с именем Антоний в честь основателя русского монашества и начал подвизаться в затворе в Китаевой пустыни. В это время его духовным сыном стал живший в соседней келье архим. Ермоген (Голубев), будущий архиеп. Калужский, исповедник, младший брат В. С. Голубева. С 1930 после закрытия Лавры святитель-схимник был вынужден вернуться в мир, жил в Киеве, скитаясь по домам верующих. Во время немецкой оккупации Киева вновь поселился с иноками в пещерах Лавры, возобновив молитвенную жизнь обители. Скончался в Лавре, о дате его кончины сведения разнятся, погребен у входа в Ближние пещеры. В Клеве его почитают как преподобного подвижника, молитвенника и прозорливого старца, есть сведения об исцелениях по его молитвам.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

Письмо Председателю Всероссийского Национального Клуба // Прибавление к «Церковным ве-домостям». 1910. № 49;

Воззвание епископа Димитрия. Пп, 1914;

К православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии. Симферополь, 1917.

Литература:

Бортовский Н. К нападкам на преосвщенного Таврического Димитрия. Симферополь, 1915;

Владимир (Иким), митр. Схиархиепископ Антоний  (Абашидзе) // Украина Православная, Интернет-портал //http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=&action=fullinfo&id=5683;

Голостенов М. Е. Димитрий (Абашидзе Давид Ильич) // Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993;

Деяния Священно го Собора Православной Российской Церкви. Кн. 3. Пг., 1918;

Степанов А. (Абашидзе Давид Ильич) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003;

Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965.

Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 3. Erlangen, 1984.

Manuil ILemeiwskijI Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 18S3 bis 1965, Teil 3, blangen, 1984.

Далее читайте:

Кто делал две революции 1917 года (биографический указатель).

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС