Дьюи Джон |
|
1859—1952 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джон Дьюи
Дьюи (Dewey), Джон (20.Х.1859 - 1.VI.1952) - американский философ-идеалист, создатель одного из вариантов прагматизма - так называемого инструментализма. Был профессором последовательно в Мичиганском, Миннесотском, Чикагском, Колумбийском (Нью-Йорк) университетах. Гносеология Дьюи основана на отрицании объективной истины и рассмотрении научных понятий лишь как "инструментов", ценность которых всецело определяется их практической полезностью. Распространяя свою теорию на общественные науки, Дьюи отрицал наличие в истории объективной причинности и закономерности. Пытаясь "опровергнуть" марксизм, он противопоставил монизму материалистического понимания истории эклектический "плюрализм", рассматривающий любое явление как результат переплетения многих равнозначных "факторов". В своей "Логике" ("Logic. The theory of inquiry", 1938) Дьюи дал субъективистскую трактовку основных проблем теории исторического познания. Доказывая несостоятельность объективизма Л. Ранке и констатируя неизбежную зависимость исторической науки от политических течений современности, Дьюи интерпретирует это с позиций крайнего релятивизма и делает вывод о невозможности объективного познания ист. прошлого. История, по его мнению, должна переписываться заново с каждым новым поколением, она отражает не историческое прошлое, а лишь современную конъюнктуру. Концепция Дьюи явилась теоретическим обоснованием типичных для буржуазной историографии эпохи империализма модернизации и фальсификации истории и послужила одним из идейных источников американского презентизма. В политическом отношении Дьюи выступал как идеолог умеренного буржуазного либерализма и ярый враг коммунизма. И. C. Кон. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Democracy and education, N. Y., 1922; Reconstruction in philosophy, 3 ed., Boston, 1957; Experience and nature. 2 ed., N. Y., 1929; The quest for certainty, N. Y., 1929; Problems of men. N. Y., 1946; Knowing and the known, Boston, 1949. Литература: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, стр. 139-142; Кроссер П. К., Нигилизм Джона Дьюи, пер. с англ., М., 1958; Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, M., 1957; Ratner S., Deweys contribution to historical theory, в кн.: John Dewey, philosopher of science and freedom, a symposium, N. Y., 1950. Вернуться на главную страницу Дьюи
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |