Дильтей Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дильтей Вильгельм

1833—1911

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вильгельм Дильтей

Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) — немецкий философ и психолог. Биография. С 1866 г. — профессор в Базеле, затем в Киле, Бреслау, с 1882 г. — в Берлине. Исследования. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: аналитическую («номотетическую») психологию, объяснительную, цель которой — выделение в интроспективном опыте «атомов» и последующий «синтез» из них высших процессов сознания, и описательную («идеографическую») психологию, которая занимается пониманием — на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, — душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Изначально В. Дильтей считал, что путем интроспекции достигается понимание собственного мира субъекта познания, а путем вживания, сопереживания, вчувствования — мира другого человека. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. Это оказывается возможным, если удается раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности, прежде всего понять ее направленность (что для нее ценно). В дальнейшем пришел к заключению, что в полной мере человека можно понять только из истории, а сама история есть история духа. Поэтому В. Дильтей отказался от интроспективного метода, перенеся центр внимания на рассмотрение культуры прошлых времен как «объективного духа». Ценности культуры, по его мнению, «объективируются» в психике отдельного человека. И формирование личности на каждом этапе этого развития определяется характерными для нее ценностями, которые последовательно сменяют одна другую.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 178-179.

 Сочинения:

Gesainnielte Schriften. Bd. 1-18, Gottingen, 1950-1977; Описательная психология. М : Русский книжник, 1924; Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. № 1. СПб., 1912, Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; Университетская книга, 2000.

Литература:

Одуев С. Ф. Герменевтика и описательная психология в «философии жизни» Вильгельма Дильтея // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.


Вернуться на главную страницу Дильтея

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС