Дени Дидро
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дени Дидро

1713-1784

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дени Дидро

Дени Дидро

Дидро (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), французский философ-материалист, представитель Просвещения 18 века, писатель, теоретик искусства, организатор и редактор французской «Энциклопедии» 18 века. Дидро был убеждённым врагом феодального строя, абсолютизма, церкви, феодально-клерикального мировоззрения. В первых сочинениях «Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747) с позиций деизма выступил с разоблачением христианской религии и церкви, в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749) твёрдо стал на позиции материализма и атеизма. В 1749 году за распространение «опасных мыслей» Дидро был арестован и заточён в Венсенский замок; после освобождения продолжал борьбу против реакционных порядков и идей.

В сочинении «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Философские принципы материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак фаталист и его хозяин» и другие отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворённой материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы её существования. Отвергая дуализм, он считал материю единственной субстанцией, а причину её существования считал заключённой в ней самой. Дидро утверждал единство материи и движения, отвергал существование абсолютного покоя, старался преодолеть механицизм, возражая против сведения движения к пространственному перемещению тел и утверждая, что и неподвижное тело находится в движении, т. е. развивается, изменяется. Вся природа, согласно Дидро, находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Ближе других домарксовских материалистов Дидро подошёл к идее самодвижения материи, считая её самым убедительным доводом против существования бога. Дидро высказал ряд глубоких диалектических догадок: активность материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутренней противоречивостью, а также её гетерогенностью (разнородностью). По Дидро, материя состоит из бесчисленного количества элементов, причём каждому из них присуще особое качество. Движение и изменение форм материи обусловлено столкновением разнокачественных элементов. Пытаясь распространить принцип непрерывности развития и изменения на природу, Дидро предвосхитил некоторые положения эволюционного учения: он писал, что человек как биологический вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю становления. Выступая против утверждения о божественном происхождении сознания, Дидро отстаивал точку зрения единства материи и сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере усложнения органической материи.

В своих теоретико-познавательных взглядах Дидро следовал за Локком и исходил из сенсуализма, критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. Он считал материю причиной ощущений и решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка субъективно-идеалистические выводы. Отвергал Дидро и объективный идеализм, в частности учение Платона, согласно которому мир вещей есть отражение мира идей. Из материалистического решения основного вопроса философии Дидро сделал последовательные атеистические выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъестественные явления и т. п.

Опираясь на теорию «общественного договора», Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и феодального сословного неравенства. Будучи решительным противником деспотической формы правления, он высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление «просвещённого государя». Дидро склонялся к идее республиканской формы правления, сомневаясь, однако, в её пригодности для больших государств. Он не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в распределении материальных благ.

Феодально-религиозной этике Дидро противопоставил утилитаристскую этику. Он считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельвеция свести все чувства к эгоистическому началу. Представления людей о прекрасном Дидро считал выражением их специфические отношения к реальной действительности, отстаивая искусство, способное правдиво отразить существенные проблемы жизни.

Дидро развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём французского материализма и атеизма 18 века.

X. H. Момджян.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres completes, t. l—20, P.,1875—77; Oeuvres philosophi-ques, P., 1956; Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1957; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—2, М.— Л., 1926; Собр. соч., т. 1 — 10, М.— Л., 1935—47; Избр. филос. произв., М., 1941; Избр. произв., М.— Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.

Литература: Маркс К., [Письмо) Ф. Энгельсу 15 апр. 1869 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 240—43; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с. 28—32, 39—43, 113—27; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; М о p л е й Дж., Дидро и энциклопедисты, пер. с англ., М., 1882; Луппол И. К., Дени Дидро, Μ., 19342; Г а ч е в Д., Эстетич. взгляды Д., Μ., 19612; Момджян X. Н., Диалектика в мировоззрении Дидро, в кн.: Век Просвещения, М. — Париж, 1970; Длугач Т. Б., Дени Дидро, M., 1975;W i l so n A. M., Diderot. The testing yeares. 1713—1759, N. Y., 1957 (лит.); Proust J., Diderot et P Encyclopedie, P., 1962; Morn et D., Diderot, nouv. ed., P., 1966; G o r n у L. Α., Diderot; un grand Europeen, P., 1971.


Вернуться на главную страницу Дидро

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС