Дени Дидро |
|
1713-1784 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дени ДидроДидро (Diderot), Дени (5.X.1713 - 31.VII.1784) - французский просветитель, философ-материалист, идеолог революционной буржуазии накануне революции конца 18 века. Родился в городе Лангре в семье зажиточного ремесленника. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем в коллеже Д'Аркур в Париже. Стал поклонником идей Монтескье и Вольтера, начал изучать английскую сенсуалистическую философию и естествознание. К 40-м годам относится начало самостоятельной литературной деятельности Дидро и сближение его с Руссо (с которым он разошелся в 50-х годах), Кондильяком, а также Д'Аламбером, вместе с которым Дидро возглавил издание знаменитой "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" (после ухода в 1757 году Д'Аламбера из "Энциклопедии" и вплоть до выхода в 1772 году последнего основного тома "Энциклопедии" - единственный ее редактор). Как философ Дидро принадлежал к числу наиболее последовательных и воинствующих материалистов и атеистов своего времени (к атеизму пришел через деизм), был сторонником материалистического сенсуализма, в некоторых высказываниях дал "высокие образцы диалектики" (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 20). Общественно-политические и исторические взгляды Дидро нашли отражение в его многочисленных статьях для "Энциклопедии", в "Добавлении к "Путешествию" Бугенвиля", "Опровержении книги Гельвеция", в "Племяннике Рамо", в специальных исторических работах ("Исторический очерк о представительных учреждениях", вошедший в "Философские исторические и другие записки", "Опыты о царствовании Клавдия и Нерона"). В понимании явлений общественной жизни Дидро остался идеалистом. Однако рационалистический метод подхода к общественным явлениям (свойственный Дидро, как и другим передовым философам того времени) был большим шагом вперед. Немалое значение на пути к материалистическому пониманию истории имеют попытки Дидро перенести материалистический сенсуализм на познание общества, подчеркивание им большой роли интереса в общественном развитии, решающей роли внешней среды в формировании личности (хотя под средой он понимал главным образом форму правления). Разделяя теорию естественного права, Дидро несколько идеализировал первобытное состояние, однако он не призывал вернуться к нему и считал переход к обществу и государству прогрессом. Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и сословного неравенства. Дидро считал, что общество создается в результате сознательной деятельности людей для обеспечения их большего счастья. Он отмечал, что возникновению государства предшествовал большой путь развития человечества - от собирания плодов к скотоводству, а затем к хлебопашеству, от кочевого образа жизни к оседлому, к установлению собственности. Абсолютная монархия и деспотизм им решительно осуждались. Хотя Дидро чужды открыто революционные выводы и радикальные планы решения политических проблем, но он считает возможным и необходимым при определенных условиях восстание против деспотизма. Дидро убежден, что прогресс разума - верное средство борьбы против всех бед общества, он считает, что общество, нуждается в передовых, основанных на науках, законах, продиктованных философами. Дидро различал нации старые, вступившие в период упадка, и нации молодые, способные избежать тех отрицательных черт, которые, по его мнению, явственно обнаружились во Франции и Англии. К числу молодых наций Дидро относил Россию. В 1773 году посетил Россию, тщетно пытаясь убедить Екатерину II провести прогрессивные реформы. (Беседы Дидро с Екатериной нашли отражение в его "Заметках..." ("Mélanges philosophiques...", P., 1870, сокр. рус. пер. "Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро", СПБ, 1902)). Дидро было присуще тяготение к историческому подходу в решении философских экономических и других проблем. Полагая, что республика - трудно осуществимая форма правления для больших государств, Дидро ратовал за ограниченную монархию (вкладывая в нее по существу республиканско-демократическое содержание). Дидро интересовался историей торговли и промышленности (занимавшей большое место в его "Энциклопедии"), права и государства. Подобно другим просветителям, Дидро склонен был ценить в истории главным образом ее прикладное значение, рассматривая ее как средство политики и воспитания; считал, что история должна подвергнуть критике и осмеянию пороки феодальных сословий и классов - духовенства и дворянства. Но он ставил на суд истории также наживал и грабителей из среды крупной буржуазии, выступал за устранение кричащего имущественного и социального неравенства, защищал принцип "умеренных потребностей", ему присущ демократизм, сочувственное отношение к народу. Защищая в целом буржуазные принципы - частную собственность, "экономическую свободу", восхваляя "почетную профессию купца", Дидро в то же время иногда высказывал сомнения в достоинствах порядка, основанного на частной собственности. Тем самым Дидро оказывался в противоречии с собственным буржуазным идеалом и сближался с утопистами. A. И. Казарин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Oeuvres complètes, t. 1-20, P., 1875-77; Textes choisies, t. 1-2, 4-5, P., 1953-55; Correspondance, éd. G. Roth, t. 1-8, (P.), 1955-62; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Избр. произв., М.-Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956. Литература: Луппол И. К., Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., 1960; Волгин В. П., Политич. и социальные идеи Дидро, "ВИ", 1955, No 3; Казарин А. И., Учение Дидро о гос-ве и праве, М., 1960; его же, Экономич. воззрения Д. Дидро, М., 1960; его же, Дидро и некоторые вопр. рус. культуры 18 в., "ВИМК", 1958, No 1; Le Gras J., Diderot et l'Encyclopédie, P., 1928; Billy A., Vie de Diderot, P., 1948; Cresson A., Diderot, P., 1949; Mornet D., Diderot, l'homme et l'oeuvre, P., 1952; Mayer J., Diderot, homme de science, P., 1960. Вернуться на главную страницу Дидро
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |