Дезами Теодор |
|
1803—1850 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Теодор ДезамиДезами Теодор (1803—1850) — представитель французского революционного утопического коммунизма, участник тайных революционных обществ («Общество времен года», «Центральное республиканское общество» и др.). В революции 1848 активно отстаивал требования рабочих. Был последователем Морелли, Г. Бабефа (бабувизм) и Фурье, выступал против «мирного» коммунизма Кабе и «христианского социализма» Ф. Ламенне. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция. Маркс и Энгельс высоко оценили учение Дезами как «реальный гуманизм» и как «логическую основу коммунизма». Основное сочинение — «Кодекс общности» (1842). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 107. Дезами (Dézamy), Теодор (1803-1850) - представитель французского революционного утопического коммунизма. В 30-х годах 19 века входил в бланкистское общество «Времена года», а после его разгрома (1839) - в тайное коммунистическое общество «Рабочие-уравнители». Уже в эти годы в своих работах и в журналах "L'Egalitaire" и "Le Communautaire" Дезами выступал с острой критикой капиталистического строя и указывал, что только ликвидация частной собственности может привести к уничтожению социального зла. Дезами стремился объединить вокруг своих журналов всех сторонников борьбы «за строй общности», т. е. за коммунизм. В 1842 году Дезами выпустил свой основной труд – «Кодеке общности» ("Code de la communauté", 1842, русский перевод, M., 1956). Изложенное в нем учение Дезами непосредственно примыкает к традициям материалистической философии и утопического коммунизма 18 века. Дезами отличался от большинства утопистов своего времени последовательной защитой материалистического понимания мира и природы человека (но в понимании общественного развития не мог подняться над идеализмом; в его сочинениях много наивно-рационалистических черт). Он считал, что установление права собственности привело к отказу общества от его естественных законов и потому породило антагонизм, эксплуатацию, угнетение пролетариата, под которым Дезами понимал бедноту, народ. С пролетариатом Дезами связывал свои надежды на установление будущего строя. Вслед за Г. Бабёфом Дезами считал, что для уничтожения несправедливого общественного строя необходима революция, а чтобы революция была успешной, пролетарии должны объединиться в «народную партию». Но Дезами отрицал необходимость борьбы за демократию (в рамках буржуазного строя). Нарисованный Дезами коммунистический утопический строй («солидарная ассоциация») во многом похож на строй гармонии Ш. Фурье. К. Маркс и Ф. Энгельс, сравнивая Дезами с «мирным коммунистом» Э. Кабе, причисляли Дезами к «более научным французским коммунистам» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). В работах 2-й половины 40-х годов Дезами отошел от пропаганды революционно-коммунистических взглядов. Дезами принял активное участие в революции 1848 года; в этот период он издавал газету "Les droits de l'homme. Tribune des prolétaires", являлся организатором рабочих демонстраций 28 февраля и 17 марта, председатель «Клуба гобеленов», поддерживавшего бланкистов. Дезами был одним из тех, кто подписал Воззвание Центрального избирательного комитета, вскрывавшее буржуазную ограниченность февральской республики. Кандидатура Дезами была выдвинута на выборах в Национальное собрание. После поражения Июньского восстания 1848 года Дезами отошел от политической деятельности. Ю. И. Хаинсон. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Революционный коммунизм 40-х годов. ДезамиВ 40-х годах широкое распространение получили во Франции также идеи революционного коммунизма. 1 июля 1840 г. на многолюдном коммунистическом собрании, организованном в рабочем предместье Парижа Бельвиле сторонниками революционного коммунизма, один из ораторов заявил: «Коммунизм — это единственное лекарство, годное для лечения человечества от всех зол... И он осуществим не через тысячу лет и даже не через сто лет, а сегодня, в данный момент». После разгрома «Общества времен года» возникло новое тайное коммунистическое общество «Рабочие-уравнители». Программа общества, составленная в духе идей Бабефа, провозглашала действительное равенство, общность благ и всеобщий труд. Для достижения этих целей революционные коммунисты считали необходимой народную диктатуру, создание временного революционного правительства. Вскоре общество «Рабочих-уравнителей» прекратило свое существование, но на смену ему пришла другая тайная организация — «Общество материалистов-коммунистов». Пропаганду идей коммунизма вела и коммунистическая пресса 40-х годов; некоторые ее органы были идейно и даже организационно связаны с тайными обществами. Революционно-коммунистические идеи пропагандировали журналы «Эгалитер» («Сторонник равенства»), «Юманитер» («Друг человечества») и др. «Эгалитер» обосновывал положение, что истинная демократия — это коммунизм, и предсказывал близкое освобождение «пролетарских классов». Журнал солидаризировался с основными положениями бабувизма, в том числе с идеей революционной диктатуры. «Юманитер», защищая идеал равенства, указывал, что равенство — это не равный дележ, а общность благ. Журнал ратовал за полное уничтожение всякого господства человека над человеком. Издателем журнала «Эгалитер» был выдающийся теоретик революционного коммунизма 40-х годов, материалист и атеист Теодор Дезами (1803—1850), автор книги «Кодекс общности». «Общность! Общность! Все, что есть хорошего, прекрасного, сжато изложено в одном этом слове», — писал он. Коммунистическое общество он представлял себе как совокупность коммун, занимающихся и сельским хозяйством, и промышленным производством. Дезами высказывался против грубой уравнительности, признавал значение машин в деле облегчения труда и роста общественного благосостояния. Он обосновывал необходимость общественного воспитания, выдвигал задачу ликвидации противоположности между физическим и умственным трудом. Осуществление коммунизма Дезами связывал с социальной революцией и установлением революционной диктатуры, необходимой для ликвидации частной собственности и подавления сопротивления богатых классов. Полемизируя с Кабе, Дезами заявлял, что мирные средства никогда не достигнут цели. Близко к Дезами стоял другой революционный коммунист бабувистского направления — бывший священник Жан-Жак Пийо, автор ряда пропагандистских брошюр, впоследствии активный участник Парижской коммуны. Французские революционные коммунисты 40-х годов, в том числе и Дезами, продолжали оставаться утопистами. Подобно коммунистическим идеологам XVIII в., они обосновывали коммунизм чисто рационалистически, ссылками на «вечные и непреложные» законы, соответствующие природе человека. Хотя Дезами и его единомышленники говорили о пролетариате и его роли в переустройстве общества, но под пролетариатом они обычно понимали всех неимущих и не выделяли рабочих из общей массы трудящихся. Революционную диктатуру они представляли себе не как диктатуру пролетариата, а как диктатуру, осуществляемую узкой революционной организацией. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 198-199. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Discours sur l'égalité, P., 1840; M. Lamennais, réfuté par lui-même, P., 1841; Toute la vérité au peuple, P., 1842; Le jésuitisme vaincu et anéanti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la liberté et du bien-être universel, P., 1846. Литература:Волгин В. П., Франц. утопич коммунизм, М., 1960.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |