Делоне Вадим Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Делоне Вадим Николаевич

1947-1983

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вадим Николаевич Делоне

Делоне Вадим Николаевич [22.12.1947, Москва — 13.6.1983, Париж] — прозаик, поэт.

Родословная Делоне своими корнями уходит во Францию. После Отечественной войны 1812 года военный врач Пьер Делоне, служивший в первом корпусе маршала Даву, остался в России. Поэтесса и художница Серебряного века Е.Ю.Кузьмина-Караваева, впоследствии известная как монахиня мать Мария, тоже из этого рода.

В 1965 Делоне поступил на филологическое отделение Московского педагогического института им. В.И.Ленина. Писал стихи, и «поэзия из дилетантского интереса» превратилась для него «в дело жизни» (За пять лет... С.53). Летом 1966 вместе с поэтом Леонидом Губановым Делоне задумал создать независимое легальное объединение молодых прозаиков и поэтов. В основном новый творческий союз должны были составить участники группы СМОГ (одна из расшифровок — Сила, Мысль, Образ, Глубина, другая — Самое Молодое Общество Гениев). Формально Делоне не был участником этой группы, по его словам, устав союза казался ему «излишне вызывающим, поведение — несерьезным, а футуристические замашки просто отталкивали» (За пять лет... С.54). Вскоре Делоне был отчислен из института и исключен из комсомола.

С 1966 и до ареста Делоне работал внештатным сотрудником «Литературной газеты».

Разочаровавшись в возможности легальным образом добиться свободы творчества, Делоне сближается с молодыми московскими диссидентами.

22 янв. 1967 Делоне стал участником демонстрации против «антиконституционного Указа и статьи 70 УК РСФСР», предусматривающих наказание за клеветнические измышления и нарушение общественного порядка. Целью выступления была также и защита Ю.Галанскова, А.Гинзбурга, А.Добровольского и В.Дашковой, обвинявшихся в антисоветской агитации и пропаганде. После ареста Делоне провел 8 месяцев в следственной тюрьме, этот особый жизненный опыт нашел свое отражение в «Лефортовской балладе» (1967).

Решением суда Делоне был осужден на 1 год (условно). Благодаря участию в его судьбе академика А.Д.Александрова Делоне был принят на 1-й курс Новосибирского государственного университета на факультет языкознания. Однако академические занятия не привлекли Делоне, по сути дела, он продолжал жить общественными интересами. Ярким событием студенческой жизни Делоне в Новосибирске был концерт А.Галича, после которого Делоне прочитал барду стихотворение, ему посвященное («Мы заботами заболочены...», 1968).

Наполненная обличительным пафосом и угрозами статья «В кривом зеркале», посвященная творчеству Делоне в газете «Вечерний Новосибирск» (1968. 8 июня), заставила поэта бросить учебу. Не сдавая весенней сессии, он вернулся в Москву.

Вскоре после возвращения, 25 авг. 1968, Делоне принял участие в демонстрации протеста на Красной площади против ввода советских танков в Чехословакию, за что был осужден на 3 года лагерей (2 года и 6 месяцев от предыдущего условного срока).

Отбывал наказание в ИТУ-2 под Тюменью. Именно в эти годы он сформировался как поэт и писатель. Порой по просьбе заключенных Делоне писал письма и стихи от их имени (см. цикл «Лагерные экспромты»).

Несмотря на то, что эти стих, стилизованы под лагерную лирику, в них проглядывают черты, характерные для позднего лирического героя Делоне. Прежде всего, это «отвага отчаянья» и непримиримость в борьбе со злом.

Возвратившись из лагеря в 1971, Делоне работал в археологических экспедициях, служил осветителем в московских театрах. Женился на известной московской правозащитнице И.Белогородской.

В 1971-75 власти настойчиво давали понять Делоне, что ему необходимо покинуть пределы СССР.

В 1975 была арестована его жена, и после ее освобождения Делоне был вынужден эмигрировать. На Западе он продолжал заниматься правозащитной деятельностью. Печатался в журнале «Континент», «Эхо», «Время и мы» и др. Писал стихи, в которых образ эмигрантского Парижа часто оттеснялся воспоминаниями о подмосковных лесах, Москве и лагерях. В.К.Буковский, известный диссидент и друг Делоне, в предисловию к французскому изданию книги писателя «Портреты в колючей раме» (1984) писал: «Поэтический талант Вадима был определенно не академическим, он писал не часто, не много, не ради утонченного развлечения или уничтожения белой бумаги. Мечущаяся душа, живая жизнь, прорвавшаяся в строку, месяцы духовных страданий, заплаченные за каждый стих,— это поэзия Вадима Делоне, пережитая, честная, не выдуманная» (Цит. по: Портреты в колючей раме. Омск, 1993. С. 11.).

Большое число его стихов 1960-70-х было изъято во время обысков, нередко это были единственные экземпляры. Позже поэт восстанавливал их по памяти, но многие пропали безвозвратно.

Произведения Делоне, неизвестные широким кругам читателей, были знакомы не только друзьям поэта, моек, правозащитникам, но и видным литераторам. К.И.Чуковский в письме к деду поэта, известному советскому математику Б.Н.Делоне, охарактеризовал произведения Делоне 1960-х как «незрелые стихи очень даровитого мальчика». Известный писатель выделил в лирике Делоне «крепкий лирический стержень», «смятенность чувств» и порой «зрелую», «артистическую» форму (Цит. по: Стихи. 1965-1983. Paris: La presse fibre, 1984. С. 136-137).

Подлинная зрелость пришла к Делоне в годы испытаний; стихотворения, написанные в конце 1960-х — начале 1970-х, наполнены яркими,, неожиданными эпитетами и сравнениями, смелыми метафорами: «Вечер — ветреный корнет — / Разодет в мундире синем, / Врет про блеск своих побед, / Осень сжав в объятьях сильных» («Вечер — ветреный корнет...», 1966). Мир лирики Делоне, музыкальной, певучей, насыщенной звукописью, обладает множеством голосов: «Колокольни ясные на заборы молятся, / Колобродят ясени — к осени готовятся. / Колымага желтая, где твоя дорога, / Если мало черта мне, привези мне Бога» («Колокольни ясные на заборы молятся...», 1965). Все в этом мире, лишенном гармонии, стонет от затаенной боли. Ощущение полного одиночества и пустоты передано во многих эмигрантских стихах. Несмотря на множество литературных знакомств Делоне (А.Галич, Вл.Максимов, В.Некрасов), мир эмиграции не стал для поэта родным.

В Париже Делоне упорно работал над книгой «Портреты в колючей раме», еще в рукописи удостоенной литературной премии им. В.Даля. Владимир Буковский писал о произведении Делоне так: «...книга Вадима, единственная им написанная, не мемуары, не трактат о лагерной жизни, а скорее зарисовки, наброски, новеллы, в которых автор живо и выпукло обрисовал характеры, нравы и отношения своих солагерников, передал саму психологическую атмосферу лагерной жизни, с той последней честностью, когда за каждую строку платишь кровью души» (Портреты в колючей раме. Омск, 1993. С.11).

Автор книги, повествуя о страшных подробностях лагерного быта, не акцентирует на них внимания, он вспоминает о людях, попавших за колючую проволоку по нелепой случайности или от томящей безысходности жизни. Люди со сложной, трагической судьбой, верящие в жизнь и отчаявшиеся, внутренне свободные и сломленные системой, медленно проходят перед взором читателя. Страшные события XX в.: раскулачивание, коллективизация, испытание новых видов оружия — не прошли мимо них, но задели и обездолили, разрушили семьи и веру в будущее. Порой Делоне несколько идеализирует своих героев, но это происходит не потому, что автор невнимателен к своим персонажам, но потому, что он умеет разглядеть среди всего наносного, суетного и сиюминутного «человеческое в человеке», понять, полюбить и простить каждого. В «Портретах...» Делоне продолжает традиции русской литературы XIX—XX вв., не случаен и предваряющий повествование эпиграф из романа Ф.М.Достоевского «Записки из мертвого дома».

Книга Делоне о суровой лагерной жизни, полной жесткости, лицемерия и нелепости, в то же время чрезвычайно светлая. Ее освещает личность автора-поэта, стихи, вкрапленные в прозаическую ткань романа, и, конечно, вера и любовь Делоне к каждому оказавшемуся рядом человеку.

13 июня 1983 Делоне не проснулся в своей венсенской квартире в пригороде Парижа. Ему не было в это время и 36 лет. Похоронен Делоне на Новом Венсенском кладбище в парижском пригороде Фонтане-су-Буа. На Западе уже после его смерти было выпущено две его книги: «Портреты в колючей раме» (1984) и «Стихи, 1965-1983» (1984). В России произведения Делоне стали опубликовать в 1989. Тогда некоторые его стих., предваренные воспоминаниями современников, были напечатаны в журнале «Аврора», «Юность», «Родина» и др. В Омске на пожертвования друзей была напечатана книга прозы Делоне «Портреты в колючей раме» (1993); вышедшая тиражом в 5000 экземпляров, она уже превратилась в библиографическую редкость.

Д.М.Добровольская

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 617-619.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Портреты в колючей раме. London: Overseas Publication Interchange. 1984;

Портретывколючейраме. Омск, 1993;

Стихи. 1965-1983. Paris: La presse libre, 1984;

Баллада о судьбе / вступ. статья Е.Евтушенко // Огонек. 1989. №38. С.12;

[Стихи] / вступ. статья Ю.Кима // День поэзии. 1989. С.60-61;

За вашу и нашу свободу: стихи // Октябрь. 1991. №1. С.98-103;

Портреты в колючей раме. Фрагменты из книги / вступ. заметка В.Бережкова // Горизонт. 1989. №11. С.57-64;

Стихи / предисл. Т.Бахминой // Юность 1991. №2. С.27;

Хоть полслова родного еще услыхать... / вступ. статья В. Некрасова // Дружба народов. 1990. №5. С.148-151.

Литература:

За пять лет... Документы и показания / сост. П.Смирнов. Мюнхен, 1972. С.46-48, 93-104;

Бережков В. Портреты в колючей раме: фрагменты из книги // Горизонт. 1989. №11. С.54-57;

Федоров Г. Портреты в колючей раме // Родина. 1989. №7. С.67;

Некрасов В. Книга стихов Вадима Делоне // Дружба народов. 1990. №8. С.97-139;

Бахмина Т. Пять минут свободы // Юность. 1991. №2. С.26;

Александров А.Д. О Вадиме Делоне // Аврора. 1991. №5. С.68-71;

Рыбовалюк Ю. Мыслящий инако: Воспоминания о Вадиме Делоне // Русская мысль. Париж. 1994. 2-8 июня;

Ким Ю. Второе возвращение Вадима Делоне // Русская мысль. Париж. 1994. 29 сент.- 5 окт.;

Григоренко П. В подполье можно варетить только крыс... М., 1997. С.485-487.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС