Данини Майя Николаевна |
|
1927-1983 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Майя Николаевна ДаниниДанини Майя Николаевна [18.10.1927, Новочеркасск - 22.2.1983, Ленинград] — прозаик. Из семьи петербургских интеллигентов Вологдиных. Всю жизнь прожила в Ленинграде. В годы войны пережила здесь первую, самую трудную, блокадную зиму — до апр. 1942. Была сандружинницей; в эвакуации работала в Перми. В 1954 закончила ленинградский Педагогический институт им. А.И.Герцена (факультет русского языка и литературы), недолго преподавала в школе, затем более 20 лет сотрудничала в редакции вещания для детей Ленинградского радиокомитета. Печаталась с 1966. Очерки и рассказы Данини впервые публиковались в альманахе «Молодой Ленинград» («Дождь и солнце» — о поездке в Узбекистан, 1964; «Садострой», 1964; «Живые деньги», 1965). Первая книга «Живые деньги» вышла в 1967. Рассказы о простых женщинах, об их заурядных судьбах (героиня рассказа «Живые деньги» — старуха, торгующая семечками на базаре) отличались психологической проницательностью и вместе с тем непривычным сочувствием, пониманием их обыденных судеб. Психологизм и живописность бытописания обратили на себя внимание критики, как и абсолютный, сродни музыкальному, слух на живую разговорную речь, где естественность интонации неотделима от безусловной правдивости в изображении характера. В 1973 вышла повесть о детстве «День рождения»; богатство эмоциональной памяти сочетается в ней с достоверностью присущего детству способа выражения чувств. Здесь нет имитации детской речи: автор видит прошлое как бы со стороны, с оттенком взрослой ироничной наблюдательности. Своеобразие стиля Данини тонко анализирует критик Т.Хмельницкая: «Слова в фразе расставлены как будто наивно и неловко, но необыкновенно конкретно и точно, так, что крупным планом выступает главное, что хочет подчеркнуть говорящий». Данини всю жизнь писала по сути одну книгу — некий бесконечный роман о прожитой жизни, составленный из множества разрозненных с виду историй, встреч и «домашних портретов», представляющих несколько поколений большой семьи. Это своего рода трагическая история старой питерской интеллигенции — лирическая и героическая проза повседневности, в которой смешались и довоенное детство, и ужасы блокады, и будни городской жизни, и встречи на дальних дорогах. Как замечает Т.Хмельницкая: «Необыкновенная чувственная достоверность памяти заставляет нас непосредственно разделять с героиней физическую реальность ощущений каждой минуты жизни». Написанные от первого лица повести «День рождения» и «Два Новых года» (1976) похожи на циклы рассказов о многолюдной семье, о доме, в котором ценят иронию, уважают свое и чужое достоинство (в детях — тоже), где интеллигентность не показная, как бывает иногда, но — врожденная, с малых лет воспринятая бесспорно и безальтернативно. В книгах Данини господствует, говоря словами Л.Н.Толстого, «мысль семейная». Данини с большим искусством выписывает живые человеческие характеры, выхватывая из памяти лица как бы случайно, интуитивно,— она признавалась, что «с детства ощущала человека без слез и общений с ним, просто ощущала самого человека, его мысли и чувства». Эти люди плотно окружены бытом, вещами, словно бы запечатлевшими на себе их манеры, привычки. Не только горожане живут в книгах Данини, но и деревенские женщины, и старики откуда-то с севера. Она и в случайно встреченном человеке способна подметить что-то родственное. Последняя повесть Данини «Ладожский лед» (1983) напечатана посмертно. Она была написана смертельно больным человеком и только на первый взгляд может казаться беззаботной и радостной: летняя дачная жизнь на берегу Ладоги. Это повесть о радости жить, о жизни, которая сама по себе чудо, и люди, живущие рядом,— «чудаки». Чудак — это человек духовно свободный, забывший про суетный интерес; он делает все как хочет и все умеет; он не идет в открытую дверь и не соблазняется протоптанными путями; он живет по закону своей, никому не подвластной душевной жизни. Г.М. Цурикова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 610.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Живые деньги: повести и рассказы. П., 1967; День рождения: повесть о детстве. Л., 1973; Синий лес: повесть // Костер. 1973. №6; Два Новых года. Л., 1976; Ладожский лед: повести и рассказы. Л., 1983. Литература:Рощин М. Радостная встреча // Москва. 1968. №1; Данчич А. Живые деньги // Новый мир. 1968. №7; Андреева И. Кот, я люблю тебя! // Литературное обозрение. 1975. №2; Рахманов Л. Живой голос // Нева. 1984. №3; Кузьмичев И., Цурикова Г. Контрасты осязаемого времени. Л., 1988. С.182-186; Хмельницкая Т. В глубь характера. Л., 1988. С.148-158.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |