Даниил Заточник |
|
XII-XIII вв. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Даниил Заточник
Предполагаемый образ Даниила Заточника. Даниил Заточник (12 или 13 в.) - предполагаемый автор «Моления» и «Слова», в древнерусскую эпоху считавшихся «кладезем» житейской мудрости. Годы жизни и обстоятельства биографии его неизвестны. Не исключено, что Даниилу Заточнику приписан обобщенный плод творчества нескольких авторов. По своему жанру «Моление» и «Слово» представляют афористически-поэтические сочинения, созвучные псалтырному тексту. «Слово» Даниила Заточника — это гимн разуму и самоценности человеческой личности, свободной по отношению к авторитетам и в то же время зависимой от превратностей судьбы. В его произведениях проводится мысль о различении «ума», связанного с чувственным восприятием, и «разума» как познавательной душевной силы. Именно познавательная доминанта человеческого разума приводит к мудрости как средоточию смысла, и сердце, где находится «источник страстей», укрепляется мудростью и красотою человека в их гармонии. А. И. Макаров Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 582.
Даниил Заточник (кон. XII - нач. XIII в.) дал в своем творчестве высокий образец житейской практической философии. Ему приписывается авторство двух произведений: «Слова», адресованного новгородскому князю Ярославу Владимировичу (1182-1199), и «Моления», адресованного переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу (1213-1236). В древнерусскую эпоху эти произв. считались «кладезем» житейской мудрости. Облик древнерусского автора с именем библейского пророка и прозвищем русского пустынника загадочен. Годы жизни и обстоятельства биографии его неизвестны. Не исключено, что Даниилу Заточнику приписан обобщенный плод творчества нескольких авторов. Поданное в поэтически-афористической форме, остроумие авторских речений соперничает с библейскими притчами. В «Слове», насыщенном каламбурами и заимствованиями мудрых речений из нравоучительной христианской письменности, прославляется разум и самоценность человеческой личности, свободной но отношению к авторитетам и в то же время зависимой от превратностей судьбы. В творчестве Даниила Заточника разум рассматривается как познавательная сила души, превосходящая ограниченность чувственного восприятия. Не чувственная ограниченность, а разумность объявляется главным признаком мудрости. Мудрость в то же время отождествляется с осмысленностью, что можно трактовать как разновидность практической философии, ориентировавшей человека на плодотворную деятельность. В «Молении» синтезированы черты, свойственные публицистическим и дидактическим сочинениям. Здесь авторские мысли отлиты в форму афоризмов, отражающих грустные размышления Даниила Заточника о жизни и нелегкой доле умного, но незнатного и небогатого человека. Автора «Моления» считают родоначальником дворянской публицистики, с характерной для данной идеологии идеей служения справедливому князю. Как следствие панегирическое восхваление княжеской власти здесь противопоставлено резкому обличению боярства. В одной из редакций этого произв. присутствует редкая для Средневековья критика монашества. Даниил Заточник - исключительный для древнерусской эпохи пример творческой индивидуальности, основанной на мудром осознании собственных неординарных способностей. «Моление» - это редкий образец высокой литературы, правдивая и суровая характеристика жизни той эпохи и, ко всему прочему, поэтическая дань уважения умному человеку, не востребованному обществом. В. В. Мильков, А. И. Макаров Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 153. Сочинения: Моление Даниила Заточника / Подготовка текста, пер. и коммент. Д. С. Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. С. 388-399; Слово Даниила Заточника, еже написал своему князю Ярославу Володимировичу // Златоструй. Древняя Русь X-XIV вв. М., 1990. С. 238-243; Слово Даниила Заточника // Подготовка текста, пер. и коммент. Л. В. Соколовой // Библиотека литературы Древней Руси. Спб., 1997. Т. 4. С. 268-283. Литература: Гуссов В. М. Историческая основа Моления Даниила Заточника // Труды Отдела древнерусской литературы. М.;Л., 1949. Т. 7. С. 410-418; Будовниц И. У. Памятник ранней дворянской публицистики//Там же. М.;Л., 1951. Т. 8. С. 138-157; Скрипиль М. О. «Слово Даниила Заточника» // Там же. М.;Л., 1955. Т. 11. С. 72-95; Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1966; Монахова Н. П. Идеологическая основа противопоставления мудрости и храбрости в «Молении Даниила Заточника» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. № 2. С. 22-31; Панченко О. В. Новый список Слова Даниила заточенника // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 18. Спб., 2007. С. 857-897.
Даниил Заточник (XII или XIII вв.), писатель, биографические данные о нем отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — “Слово”, вторая — “Моление”. Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды “с мешком зелия” и сосланном Юрием Долгоруким на оз. Лача (Олонецкой губ.), “идеже бе Данило Заточник”. Само слово “Заточник”, возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его “заточение” на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте “Моления”) или человека “заложившегося” — согласившегося на подневольную работу. Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т.д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов), думцем князя (П.П. Миндалев), дворянином (И.У. Будовниц). М.Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремесел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н.Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с г. Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б.А. Романов писал, что Даниил Заточник — “кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая”, “человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта”, и создал даже термин “заточничество”, подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращен. Д.С. Лихачев отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, “принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества”. Л.К.
Даниил Заточник (литературный псевдоним; настоящая фамилия не установлена) - автор выдающегося произведения древнерусской литературы 12 века – «Слова Даниила Заточника». Памятник вызвал противоречивые оценки исследователей, по-разному определявших место его возникновения (Переяславское княжество, Суздальское княжество, Новгород), его адресат (князь Андрей Владимирович «Добрый», князь Юрий Долгорукий), социальное положение автора (холоп, ремесленник-серебряник, писатель, дворянин и пр.) и его судьбу (был ли он действительно заключен) и самый жанр произведения (послание, публицистическое слово, антология, дидактическая поэма). Вероятнее всего, что «Слово» составлено во Владимирской земле. Его автор принадлежал к кругам молодого княжеского дворянства – «милостьников». «Слову» придана форма личного послания к князю (скорее всего Андрею Боголюбскому), в котором автор переплетает жалобы на свои личные злоключения с острыми, порой сатирическими оценками окружающей жизни (например, характеристика княжеских тиунов, грабящих и порабощающих население). В «Слове» с большим мастерством использованы приемы книжной и устной литературы, сильно сказывается влияние скоморошьего стиля. Основная тема «Слова» - трагедия нищего-мудреца, «интеллигента 12 века»; автор видит выход из своих и сословных бед в усилении княжеской власти, в росте ее щедрости преданным слугам. В дворянской среде Переславля-Залесского в 20-х годах 13 века «Слово» получило новую редакцию («Моление Даниила Заточника»), адресованную к переславскому князю Ярославу Всеволодовичу. Здесь более отчетливо формулируются права и притязания дворян-милостьников, едко высмеиваются боярская знать и монашество, тема «похвалы уму» снижается и усиливается подобострастное восхваление сильной княжеской власти. В литературном отношении «Моление Даниила Заточника» слабее - его план сбивчив, притчи многословнее, усиливается нарочитая грубоватость сравнений и образов. Но автор не менее образован и начитан, чем его предшественник. Памятник пользовался большой любовью древнерусского читателя, многократно переписывался и обновлялся; сохранилось значительное количество списков 16-17 веков. Н. Н. Воронин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Литература: Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам, подгот. к печати Н. Н. Зарубин, Л., 1932; Миндалев П., Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники, Каз., 1914; Гудзий Н. К., Моление Даниила Заточника, в кн.: История рус лит-ры, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1945, с. 35-45; Обнорский С. П., Очерки по истории рус. лит. языка старшего периода, М.-Л., 1946, с. 81-131; Романов Б. A., Люди и нравы Др. Руси, Л., 1947, с. 17-46; Лихачев Д. С., Социальные основы стиля "Моления" Даниила Заточника, Тр. ОДРЛ, т. 10, М.-Л., 1954, с. 106-19; Скрипиль М. О., "Слово Даниила Заточника", там же, т. 11, М.-Л., 1955. с. 72-95; Перец В. Н., Новый список "Слова" Даниила Заточника, там же, т. 12, М.-Л., 1956.
Даниил Заточник (к. XII — н. XIII в.), автор, его именем подписано послание князю, известное под двумя названиями «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». Одна из самых загадочных фигур в древнерусской литературе и религиозно-философской мысли. Кроме подписи под посланием, о Данииле Заточнике ничего не известно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания, ни даже того, какому князю оно адресовано. Вокруг послания Даниила Заточника уже долгие годы в науке продолжаются дискуссии. Оно известно в пяти редакциях, наиболее известные из которых «Слово» и «Моление». Едва ли не все вопросы возникновения этого документа до сих пор не решены окончательно. Неясно, историческая ли личность Даниил Заточник, или же литературный образ (иногда вообще отрицается существование реального Даниила, который считается чисто литературным персонажем), невыяснено и время создания памятника (называют и XII, и XIII вв.). Спорным является вопрос и взаимоотношения между собой «Слова» и «Моления». Последняя точка зрения на этот вопрос высказана Л. В. Соколовой, которая считает «Моление» литературным откликом на «Слово». Однако и само «Слово», дошедшее до нас в более поздних списках, значительно дополнено и расширено позднейшими вставками. И это притом, что послание Даниила Заточника — одно из самых ярких произведений древнерусской литературы домонгольского периода, в котором столь сильно и однозначно выражено авторское личностное начало. Ведь главный герой этого сочинения, центр притяжения всего внимания — сам автор, с обостренной чувствительностью буквально кричащий о своем «я» и повествующий некоему князю о своей горестной судьбе. И в этом смысле сочинение Даниила Заточника — исключительное явление в древнерусской духовной мысли. Даниил, видимо, не случайно назвал себя «Заточником». Мы не знаем, был ли «заточен» он в прямом смысле этого слова, но его страстное послание свидетельствует: он был «заточен» обстоятельствами жизни. Высокообразованный, литературно одаренный, ироничный человек, каковым представляется Даниил, оказался лишним человеком своего времени. Его интеллект, его образование, его литературный талант оказываются никому не нужными. Даниил «выпадает» из обычной жизни, остается невостребованным и, следовательно, несчастным. Ведь он настолько одинок, что даже друзья и родственники «отвергли» его от себя, а те, кто не гнушаются его, — на самом деле, в сердце своем, осмеивают страдальца Даниила: «Друзи же мои и ближнии мои и тии отвъргошася мене… Очима бо плачются со мною, а сердцемъ смеють ми ся». Интересно, что в «Слове» опять, как и в ряде др. памятников древнерусской мысли центральным образом становится символ сердца — именно сердце Даниила страдает от одиночества. Но, в данном случае символ страдающего сердца дополняется еще символом страдающего ума: «Имею бо сердце — аки лице безъ очию, и бысть умъ мой — аки нощный вранъ на нырищи». При этом сам образ бодрствующего филина заимствован из Псалтири (Пс. 101, 7—8). Как заметила Л. В. Соколова, вполне возможно, что в данном случае Даниил стремится объяснить свои страдания тем, что руководствовался в поступках не сердцем, а разумом. Такое объяснение вполне возможно, ибо сам Даниил не только не разделяет 2 символа, но даже стремится объединить их в один своего рода «смешанный символ» — «сердце бо смысленаго», т. е. «сердце разумного», утверждая: «Сердце бо смысленаго укрепляется въ телеси его красотою и мудростию». Следовательно, при всем уповании на сердце, Даниил Заточник вполне осознанно подчеркивает и значение разума в жизни каждого человека, и ниже всячески подчеркивает собственную «мудрость» и «разумность». Впрочем, именно это и становится источником всех его бед. Для самого Даниила — это настоящая личностная трагедия, из которой он видит только один выход — наняться на княжескую службу. Поэтому его послание внутренне противоречиво — вынужденный самоуничижительно «молить» князя о предоставлении ему службы (недаром же одна из редакций его послания носит название «Моление»), он, одновременно, красочно расписывает собственные достоинства. С одной стороны, Даниил не щадит ни сил, ни красок, похваляясь своим умом и многочисленными дарованиями, — он и «разумом обиленъ», и мысль его парит «аки орелъ по воздуху», и красноречив так, что с уст его слова капают «слажше мёду». А с др. стороны — он и нищий, и одинокий, и «всем обидимъ есмь». И все эти стилистические и смысловые ухищрения нужны Даниилу лишь для того, чтобы князь избавил его от нищеты. «Княже мой, господине! Избави мя от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци, яко утя от ногти носимаго ястреба, яко овца от уст лвовъ», — восклицает он. Но вот, что важно. В своем самоуничижении Даниил не опускается до самоуничтожения, до признания своего полного ничтожества. Нет, жалуясь на жизненные обстоятельства, он с небывалой ранее в древнерусской литературе силой, отстаивает право образованного человека на достойное существование. Да, он нищий, но — это нищий мудрец, а даже нищий мудрец стоит достойного к себе отношения, ибо обладает несомненным богатством — мудростью: «Нишь бо мудр — аки злато в кални судни». И здесь, чтобы совсем не впасть лишь в слезливое попрошайничество и, одновременно, стремясь защитить собственное достоинство, Даниил Заточник призывает на помощь иронию. Сколь выразительны его метафоры и сравнения, сколь свободно обращается он и с библейскими аллегориями, и с народными поговорками, вплетая их в свое повествование! А в итоге, даже самые уничижительные характеристики, которыми Даниил награждает себя, превращаются в образчики прекрасного литературного стиля, лишний раз подчеркивающие его таланты. И это снова совершенно осознанный прием — Даниил, прекрасно понимающий нравы тогдашнего высшего общества, хочет вызвать у князя к себе уважение, а не одну только жалость. Ибо убог и нищ он в силу несправедливости судьбы, а не из-за собственного убожества. Так и кажется, что Даниил Заточник восклицает: «Дайте мне возможность проявить себя, и я займу самое достойное место в обществе! А все мои “плачи” и “моления” — от безысходности!». Явление в Древней Руси послания Даниила Заточника — это свидетельство того, что в древнерусском обществе на рубеже XII—XIII вв. появился новый социальный слой, состоящий из образованных, но невостребованных людей. Эти люди уже стремились опираться на свой разум и строить свою жизнь в зависимости от собственных интеллектуальных способностей. Для нас же важно, что впервые в истории русской религиозно-философской мысли идея свободного разума в произведениях Даниила Заточника зазвучала столь ярко и определенно. Более того, образ Даниила Заточника оказался близок и тем тысячам русских людей, которые, может быть, и не были одарены талантами, но в результате социального расслоения древнерусского общества оказались «выброшенными» из привычного для них мира. Это те самые «русские скитальцы», о которых столь пронзительно писал через 700 лет Ф. М. Достоевский. Личность Даниила Заточника крепко врезалась в народную память, а его послание было воспринято в народе как свое кровное произведение. На протяжение столетий оно неоднократно переписывалось, дополняясь при этом новыми сюжетами, ибо каждый переписчик стремился поделиться и собственными горестями. А послание Даниила Заточника предоставляло для этого самую благодатную почву. Поэтому в конечном итоге не так важно — жил ли на самом деле некий Даниил Заточник и был ли он автором «Слова» или «Моления». В любом случае послание, подписанное именем Даниила Заточника, — это определенная веха в развитие отечественной религиозно-философской мысли, отмечающая появление идеи отдельной человеческой личности, живущей плодами своего разума, как в духовной мысли, так и в общественной жизни Древней Руси. Перевезенцев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Даниил Заточник - автор послания к князю Ярославу Владимировичу, княжившему в Новгороде в 1180—1190-е годы. Составитель Симеоновской летописи (под 1387 годом) считал Даниила Заточника лицом, действительно находившимся в заточении на озере Лаче. По мнению некоторых исследователей, однако, Даниил Заточник — не историческое лицо, а литературный образ, использованный анонимным автором. Авторский текст послания не сохранился; до нас дошло пять его литературных переработок, среди которых наиболее известны «Слово» и «Моление». Взаимоотношение и датировка этих произведений дискуссионны. Нет единства и в определении характера авторского текста. Д. С. Лихачев считал, что «Слово» и «Моление» являются вариантами одного произведения, автор которого, близкий к среде скоморохов, шуткой выпрашивает милостыню у князя. По мнению Б. А. Рыбакова, «Слово» (произведение, отличное от «Моления», автора которого он именует Псевдо-Даниилом) — это челобитная оказавшегося в изгнании княжеского приближенного с просьбой помиловать его и вернуть в свое окружение. С точки зрения Л. В. Соколовой, авторский текст «Слова», позднее значительно расширенный («Моление», по ее мнению, — литературный отклик на «Слово»), представлял собой послание князю, но не в форме челобитной, а с соблюдением композиционных и стилистических норм эпистолярного жанра: в нем имеются все необходимые риторические композиционные элементы послания (salutatio, exordium, captatio benevolentiae, narratio, petitio, argumentatio, conclusio); оно написано книжным языком и афористично по стилю (Даниил Заточник широко использует афоризмы из Библии, «Пчелы», «Стословца» Геннадия и др.). Для языка Д. 3. характерны абстрагированность, «деконкретизация», а также метафористичность. Высоким стилем послания продиктована ритмико-строфическая организация текста. «Слово» написано псалтырным, или молитвословным стихом. Даниил Заточник широко применяет характерный для псалмов прием стилистической симметрии, а также другие парные сочетания: сравнение, противопоставление, риторическое «качание» (Д. С. Лихачев). Эти парные сочетания являются основой ритмической организации текста. Л. В. Соколова. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 459. Публикации: Миндалев П. Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники. Казань, 1914; Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л., 1932; Daniil Zatocnik. Slovo e Molenie / M. Colucci, A. Danti. Firenze. 1977; Моление Даниила Заточника // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. С. 389-400. Слово Даниила Заточника // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 1997. С. 268-283. Литература: Лихачев Д. С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника // Труды отдела древнерусской литературы. Т. X. М.—Л., 1954. С. 106-119; Его же. Моление Даниила Заточника // Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975. С. 205—220; Рыбаков Б. А. Даниил Заточник и владимирское летописание конца XII века // Археографический ежегодник. 1970. М., 1971. С. 43—89; Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника (Реконструкция и интерпретация первоначального текста) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 46. СПб., 1993. С. 226-252; Лихачев Д. С. Даниил Заточник // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 112-115.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Издания:Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям 12— 13 вв. и их переделкам. Л., 1932; Моление Даниила Заточника, подготовка текста, пер. и комм. Д. С. Лихачева. — В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 12 век. М., 1980, с. 388—399; Слово Данила Заточеника, еже написал своему князю Ярославу Володимеровичю. — В сб.: Златоструй. Древняя Русь 10—13 в. М., 1990, с. 238-243. Литература:Будовниц И. У. Памятник ранней дворянской публицистики. — «Труды Отдела древнерусской литературы». М.—Л., 1951, т. 8, с. 138—157; Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. М,—Л., 1966; Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 1: 11 — первая пол. 14 в. Л., с. 112—115. Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л., 1952; Слово Даниила Заточника / Подг. текста, пер. и комм. Д. С. Лихачева // ПЛДР: XII в. М., 1980; Слово Даниила Заточника, еже написал своему князю Ярославу Володимеровичю // Златоструй: Древняя Русь X—XIII вв. М., 1990; Бессонов П. А. Несколько замечаний по поводу напечатанного в «Русской беседе» «Слова Даниила Заточника» / Москвитянин.1856. Т. 2. № 7, 8; Гудзий Н. К. Моление Даниила Заточника // История русской литературы. Т. 2. Ч. 1. М.—Л., 1946; Воронин Н. Н. Даниил Заточник // Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967; Рыбаков Б. А. Даниил Заточник и владимирское летописание к. XII в. // АЕ за 1970. М., 1971; Лихачев Д. С. 1. Моление Даниила Заточника // Великое наследие; 2. Даниил Заточник // Словарь книжников. Вып. 1.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |