Даниил
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Даниил

XI-XII в.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Даниил

Миниатюра из "Хожения игумена Даниила". Рукопись XVII в.

Даниил Паломник (годы рождения и смерти неизвестны) – русский писатель и путешественник начала 12 века; игумен одного из черниговских монастырей. Автор самого древнего из дошедших до нас произведений паломнической литературы «Хождения Даниила русскыя земли игумена» о путешествии в Палестину, совершенном между 1106 и 1108 годами. Д.П. пробыл в Иерусалиме 16 месяцев и был принят королем-крестоносцем Балдуином Фландрским. Кроме религиозных, путешествие, вероятно, имело еще и дипломатические цели. Д.П. в своих описаниях уделял внимание не только религиозным памятникам, но и быту, хозяйству и природе. Характерная черта «Хождения» - общерусский патриотизм, отсутствие областнических тенденций. В «Хождении» нашли отражение апокрифические сказания и легенды. Язык близок к деловой речи.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Даниил (2-я пол. XI—XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, автор “Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена”.

Даниил посетил Палестину в 1104 — 07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. Даниил описывает подробно и торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду “от всея Русскыя земля”. В монастыре Св. Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей. В.Л. Янин полагает, что в перечне этих княжеских имен отразилась система старшинства, разработанная как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах к. XI — н. XII в. Возможно, кроме “Хождения” Даниил является также составителем памятника “Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят” (Б.А. Рыбаков). Это слово является важным источником для изучения древнерусского язычества.

Л.К.

Русское небо

Даниил (2-я пол. ХI — н. XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, посетивший в начале XII века Палестину и описавший свое путешествие в сочинении, носящем в рукописях заглавие «Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена».

В Палестине, входившей в те годы в состав созданного крестоносцами Иерусалимского королевства, Даниил провел 16 месяцев. Он жил в монастыре св. Саввы, откуда совершал поездки по стране, посещая места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и библейскими событиями. Именно эти достопамятности Даниил описывает особенно подробно, не упуская возможности напомнить связанные с ними предания или апокрифические легенды. Он описывает, напр., скамью, на которой покоилось тело снятого с креста Христа, находящийся неподалеку камень, сидя на котором ангел возвестил о грядущем воскресении Иисуса, описывает Голгофу и даже то углубление в скале, в которое, по преданию, был вставлен крест; он упоминает место, откуда был вознесен на небо в огненной колеснице пророк Илья, пещеру, в которой постившегося Иисуса пытался искусить дьявол, здание претории, куда Христа привели к Пилату, и т. д. В некоторых случаях Даниил воспроизводит отдельные эпизоды, передает или сам сочиняет реплики участников событий (таков, напр., возглас Богородицы, видящей распятие Иисуса).

Столь же конкретно и образно описывает Даниил природу Палестины. Он восторгается плодородием южной земли, где хорошо произрастают пшеница и ячмень, а в садах — обилие разнообразных плодовых деревьев. Стремление Даниила к конкретности и наглядности поразительно: расстояния он измеряет то длиной перелета стрелы, то длиной броска камня («как взрослый мужчина добросит», — поясняет при этом Даниил), реку Иордан он сравнивает со знакомой ему на Руси рекой Сновь (притоком Десны): так же быстро ее течение, так же извилисто русло. Тивериадское озеро, пишет Даниил, можно обойти, а вода в тем так вкусна, что не может ею насытиться пьющий. В озере том водится рыба — вкуснее всех рыб, ее любил есть Христос, с виду она напоминает карпа. Столь же обстоятельны и наглядны описания архитектурных сооружений: Даниил рассказывает о мраморных колоннах, расписанных сводах, мозаичных полах палестинских храмов, о крепостных сооружениях.

Даниил упоминает о встречах с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по горным дорогам, где путников подстерегали засады «сарацинов», о богослужении в Иерусалимском храме. Даниил постоянно ощущал себя посланцем Руси: не случайно он оставляет в храме св. Саввы поминание за всех русских князей, перечислив их, как отметил В. Л. Янин, в соответствующем своему времени иерархическом порядке.

«Хожение» Даниила ценно не только как обстоятельный путеводитель для паломников; оно воспроизводит знания и представления русских христиан о событиях и персонажах Священной истории, свидетельствуя о широком кругозоре русских книжников н. XII в.

«Хожение» сохранилось более чем в ста списках, начиная с XV в. Оно оказало влияние на развитие жанра «хожений» в литературах восточных славян.

Изд.: Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена: 1106—07 гг. // ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Хожение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм. Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1978.

О. Т.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Даниил (2-я половина XI — начало XII в.) — игумен одного из черниговских монастырей, совершивший в начале XII века путешествие в Палестину и оставивший подробное описание Святой Земли — «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена». Это первое на Руси произведение жанра «хожений» стало образцом для всех последующих. Маршрут путешествия Даниила пролегал через Константинополь, Эфес, Кипр. В Палестине Даниил пробыл 16 месяцев, посетив главные библейские и христианские святыни на территории Иерусалимского королевства (Иерусалим, Иерихон, Вифлеем, Назарет, Тивериаду), жил в монастыре Саввы Освященного. Даниил не только скрупулезно сообщает о маршруте своей поездки, но создает своего рода путевые очерки, подробно описывая все увиденные им достопримечательности. Даниил постоянно погружен в атмосферу благоговейных припоминаний о протекавшей в этих местах земной жизни Христа: он цитирует относящийся к ним евангельский текст, но еще чаще образно пересказывает апокрифические предания, связанные с тем или иным городом, зданием, пещерой, вводя порой в описание элементы сюжетного повествования. Даниил характеризует природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, нередко прибегая к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель. Даниил ощущает себя не только благочестивым паломником, но и посланцем Русской земли: он не забывает помянуть в монастыре Св. Саввы всех здравствующих русских князей, причем в том иерархическом порядке, который был установлен в его время на Руси. Множество замечаний и наблюдений (о пребывании князя Олега Святославича на Родосе, об особенностях церковной организации Кипра, о повседневной жизни Иерусалимского королевства и т. п.) делают памятник ценным источником по истории Руси, Византии и Ближнего Востока рубежа XI-XII веков.

«Житие и хожение» Даниила получило широкое распространение на Руси, известно свыше 100 его списков XV— XVII веков, не считая переделок. Старшие списки его относятся к XV веку.

О. В. Творогов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 457.

Сочинения: Житие и хожение Даниила Русской земли игумена // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. I. Вып. 3.1885. Т. 3. Вып. 3; Хождение игумена Даниила // Подг. текста, пер. и комм. Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М„ 1978. С. 24-115; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 1997. С. 26-117; «Хожение» игумена Даниила во Святую Землю в начале XII в. / Изд. подг. О. А. Белоброва, М. Гардзанити, Г. М. Прохоров, И. В. Федорова., отв. ред. Г. М. Прохоров. СПб., 2007.

Литература: Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 79— 87; Творогов О. В. Даниил // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 10-112.

Далее читайте:

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Русские писатели и поэты:  

Литература:

Веневитинов М.А., Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII века, в книге: Летопись занятий Археографической комиссии 1876-1877, в. 7, СПб, 1884;

Заболотский П., Легендарный и апокрифический элемент в «Хождении игумена Даниила», «Русский филологический вестник», 1899, № 1-2, 3-4;

Данилов В.В., К характеристике «Хождения» игумена Даниила, «Труды ОДРЛ», 1954, т. 10; е

Данилов В.В., О жанровых особенностях древнерусских «хождений», там же, 1962, т. 18;

Янин В.Л., Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Повесть игумена Даниила», там же, 1960, т. 16;

Адрианова-Перетц В.П., Из истории русско-украинских литературных связей в XVII веке, в книге: Исследования и материалы по древнерусской литературе, М., 1961.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС