Даянанда Мульшанкар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Даянанда Мульшанкар

1824—1883

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Даянанда Мульшанкар

Даянанда Мульшанкар (псевдоним — Сарасвати) (1824—1883) — индийский философ-идеалист, религиозный реформатор. В 1875 основал в Бомбее «Арья самадж» (общество ариев), ставящее своей целью «возврат к ведам», возрождение древней религии ариев. Даянанда выступал против идолопоклонства, многобожия, засилья жрецов, суеверий, ретроградных обычаев и т. д., стремясь «очистить» индуизм от средневековых наслоений. Религиозное реформаторство сочеталось у Даянанда с просветительскими идеями. Защищая необходимость всеобщего естественнонаучного образования, он в то же время пытался представить результаты науки в виде развития положений вед. В философии Даянанда выступал как последователь двайтаведанты Мадхвы, пытаясь на основе положений последней «примирить» все 6 «ортодоксальных» философских систем древности. Высказывался за независимое национальное развитие Индии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 105.


Даянанда Сарасвати, Свами (1824—1883) — религиозный реформатор, основатель общества «Арья самадж». Домонашеское имя, по-видимому, Мульшанкар Тивари, место рождения Даянанды Сарасвати также точно не установлено. Несомненно то, что он происходил из Гуджарата. Согласно легенде, первые сомнения в необходимости идолопоклоннических обрядов появились у Даянанды Сарасвати еще в детстве, когда, оставшись в храме Шивы в священную ночь Шиваратри, он увидел, что крысы поедают жертвоприношения, оставленные у статуи бога, и осознал, что бог под покровом ночи не снисходит к предложенной ему верующими еде и что величественная статуя не бог, а бездушный камень. Мучимый вопросами бытия, он в 1846 году уходит из дома, чтобы навсегда забыть о его существовании. В течение 10 лет он скитается по Индии, общается со странствующими святыми, испытывает множество трудностей и лишений. С 1860 по 1863 год Даянанда Сарасвати проводит в Матхуре. Там, в качестве ученика слепого гуру Свами Вираджананды, он овладевает глубинами науки, казалось бы, весьма далекой от его темперамента — санскритской грамматикой. Но именно эти знания станут впоследствии мощным оружием пламенного реформатора в его борьбе с ортодоксальными пандитами. Он обращается к священным текстам, громит своих оппонентов цитатами, говорит на санскрите так, что якобы забывает даже свой родной гуджарати. Пройдет несколько лет, и по совету Кешобчондро Шена он выучит хинди и будет говорить на языке простых людей, что сразу же неимоверно расширит его аудиторию. В 1874 году Даянанда Сарасвати публикует свой важнейший труд «Сатьяртха Пракаш» («Свет истины»), в котором суммирует основные идеи, выработанные им в бесчисленных дискуссиях. Провозгласив тезис об абсолютной истинности и непогрешимости Вед (по мнению некоторых из знавших его — в чисто пропагандистских целях), он решительно отбросил все остальные священные тексты как «испорченные человеком» и, следовательно, не идущие от бога. А уж дальше он не оставлял камня на камне от привычного пандитам индуизма, резко и едко критикуя политеизм, догмат об аватарах, практику идолопоклонства и, вслед за другими реформаторами, обличал многие традиционно практиковавшиеся церемонии, обычаи, выступал против детских браков и (с оговорками) за вторичное замужество вдов. Значительную часть «Сатьяртха Пракаш», ставшей позднее библией арьясамаджистов, составляют главы, посвященные острому критическому разбору христианства, ислама, джайнизма, буддизма и сикхизма. Особо нужно отметить выраженную антимусульманскую тенденцию этих глав. Однако у Даянанды Сарасвати критика ислама и мусульман, игравшая важную роль в деятельности «Арья самадж», была вторичной по отношению к прославлению индуизма и отвержению христианства. Критика последнего представляла собой своего рода политический памфлет, обращенный против англичан. Учение Даянанды Сарасвати было, безусловно, реформаторским и в главном совпадало с позицией брахмосамаджистов, несмотря на противоположность исходных идей, — и здесь, и там «очищение» индуизма означает отказ от многобожия, почитание Абсолюта, переосмысление традиции, пересмотр роли брахманов, апелляцию к авторитету разума и т. д. Внешне учение Даянанды Сарасвати более традиционно, чем рафинированное реформаторство «Брахмо самадж», хотя суть в обоих случаях одна. Даянанда Сарасвати открыто националистичен, и это в полной мере сказалось в деятельности созданного им в 1875 году общества «Арья самадж». Еще при жизни его основателя «Арья самадж» развертывает движение шуддхи (очищение), т. е. борьбу за возвращение в индуизм тех, кто когда-то перешел в ислам или христианство. Даянанда Сарасвати скончался при не выясненных до конца обстоятельствах в октябре 1883 года в Аджмере в возрасте 59 лет. Подозревают, что он был отравлен.

Р. Рыбаков

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.


Далее читайте:

Индии исторические лица (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Индия (сборник материалов по истории Индии в проекте "Историческая география")

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС