Чжань Жошуй |
|
1466–1560 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чжань ЖошуйЧжань Жошуй, Чжань Юаньмин, Чжань Минцзэ, прозвище Ганьцюань (1466–1560), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь. Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521–1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице – Нанкине, в 1533–1540 возглавлял в Нанкине три ведомства: ритуалов, чинов и военное, затем впал в немилость и был объявлен еретиком. Умер 16 мая 1560. Посмертно при новом императоре Му-цзуне (1567–1572) был реабилитирован и удостоен почетного имени Вэнь-цзянь (Культурный и Собранный), отражающего активную педагогическую деятельность, результатом которой явились десятки созданных им научно-образовательных академий (шу-юань) и тысячи учеников. В 1494–1500 Чжань Жошуй учился у неортодоксального мыслителя Чэнь Сяньчжана (1428–1500), с 1505 вступил в дружеские отношения с другим новатором – Ван Янмином (1472–1529), с которым полемизировал исходя из общих субъективистских, психоцентрических установок, унаследованных от Лу Цзююаня (1139–1192) через У Юйби (1391–1469) и его ученика Чэнь Сяньчжана. В 16 в. философские школы Ван Янмина и Чжань Жошуя доминировали в Китае. Письменное наследие Чжань Жошуя составляют произведения трех категорий: 1) представляющие его собственное учение, 2) реконструирующие, разъясняющие и реинтерпретирующие классические трактаты, включенные в конфуцианский канон, 3) излагающие конфуцианские и неоконфуцианские доктрины. Важнейшие из них в первой категории – Синь син шу (Книга о сердце и природе), Синь лунь (Суждения о новом); во второй – Гу вэнь сяо сюэ (Малое учение в старых письменах, основано на Малом учении Чжу Си и тексте Ли цзи, 9 цзюаней, 1533), Эр ли цзин чжуань цэ (Выявление канонической и комментаторской [частей] в двух [трактатах о] благопристойности, основано на Ли цзи и И ли, 68 цзюаней, 1536), Чунь цю чжэн чжуань («Весны и осени» с исправленным комментарием, 37 цзюаней); в третьей – Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей, 100 цзюаней, 1528), Байша ши цзяо цзе (Разъяснение поэтических наставлений [Чэнь Сяньчжана из] Байша, 10 цзюаней). Последнее по времени составления собрание сочинений Чжань Жошуя – Чжань Ганьцюань вэнь цзи (32 цзюаня), изданное в 1681 и переизданное в 1866. Собственную философию Чжань Жошуй определял как «учение о сердце» (синь сюэ), которое охватывает собой и «учение о принципе» (ли сюэ) предшествующих неоконфуцианцев. Подобная ассимиляция была основана на серии взаимных идентификаций основополагающих неоконфуцианских категорий, входящих в коррелятивные пары и тройки: дао и орудия (ци2), надформенное (син-эр-шан) и подформенное (син-эр-ся), принцип (ли1) и пневма (ци1), природа (син1) и сердце (синь1) «единотелесны» (и ти); пневма, природа и принцип «не составляют три взаимных противоположности, сердце, дело (ши3) и принцип образуют «совпадающее единство», все вместе не выходя за пределы сердца. Эту всеобъемлемость сердца Чжань Жошуй отразил в универсальной мироописательной схеме – «Плане сердца и природы», которому посвящен специальный трактат Синь син ту шо (Изъяснение плана сердца и природы), легший в основу более обширного сочинения Синь син шу и в первую очередь представленный Хуан Цзунси (1610–1695) в посвященном Чжань Жошую разделе классического историкофилософского компендиума Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин, цзюань 37). Согласно Изъяснению, «Сердце, охватывая небо, землю и тьму вещей, выходит за их пределы, а пронизывая небо, землю и тьму вещей, проникает в их середину. Середина и внешние пределы не разделяются надвое. Небо и земля не имеют внутреннего и внешнего. Сердце также не имеет внутреннего и внешнего.» Сущность (ти) сердца «знание и восприятие» (чжи цзюэ), деятельное проявление (юн) – «размышление и рассуждение» (сы люй), а его полная сущность (цюань ти) – «доскональное понимание небесных принципов» (тянь ли). Онтологическое основание этого всеединства – восходящее к «великой пустоте» (тай сюй) Чжан Цзая (1020–1078), преисполненное неоформленной недифференцированной пневмой «пустотное отсутствие/небытие» (сюй у), которое в гносеологическом аспекте оборачивается «духовной пустотой/вместимостью» (сюй лин) сердца. Отсюда следует гносеопраксиологическое требование «внутренне проникнуться небесным принципом» (ти жэнь тянь ли) в любых условиях места, времени и состояния, ибо «небесный принцип это единый великий мозг, являющийся общим (гун) для тысяч совершенномудрых и высокодостойных», чье учение в свою очередь «коненится в сердце». Обусловленная данной концепцией практика предполагает полное единство знания и действия (чжи – син). Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Китая (биографические материалы). Литература:Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |