Чуев Феликс Иванович |
|
1941-1999 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Феликс Иванович Чуев
Очеркист, публицистЧуев Феликс Иванович (4.04.1941—2.04.1999), поэт, публицист, очеркист. Родился в г. Свободный Амурской обл. в семье военного летчика — участника Великой Отечественной войны. Окончил Московский энергетический институт. Через всю свою недолгую жизнь пронес знамя верности традициям своего отца и героическому поколению фронтовиков-патриотов. Тема авиаторов стала определяющей для всего творчества Чуева. Начав печататься в 11 лет, в 20 он создает свою первую книгу стихов «Год рождения 41-й». Чувство гордости за великую державу, преклонение перед великим государственником, Верховным главнокомандующим И. В. Сталиным проходит через все его творчество. Он писал: «Я получил письмо на двух страницах, где автор, имя в тайне сохраня, назвал меня проклятым сталинистом, как бы желая оскорбить меня». Как бы в ответ хулителям Сталина, в т. ч. Хрущеву, которого поэт презирал, он пишет главное стихотворение «Зачем срубили памятники Сталину?..» Это стихотворение, как, впрочем, и др. патриотические стихи Чуева, вызывали у сионистской прессы ненависть и хулу на поэта, который оставался неколебимым в своих идейных убеждениях. Он был любимым поэтом у наших авиаторов, которых воспел в мужественных, жестких стихах. Об этом свидетельствуют даже названия стихов: «Летчики», «Бывший летчик морской авиации», «Ляпидевский», «Русские пилоты», «Вечный летчик», «Летчик», «Крылатый маршал», «Летчику», «В авиации» и др. Конечно, поэзия Чуева не ограничивается темой авиации. У него есть стихи и о любви, о верности, о правде и справедливости. Сам поэт с солдатской прямотой говорит о своей поэзии: «Я пишу стихи тяжелой прозой», «я был прямолинейным, это верно». Но его муза подкупает искренностью, неподдельной правдой и патриотическим накалом. Он беспощаден в бичевании зла и мерзостей жизни и нежен в прославлении добра, благородства и подвига. Общительный, с открытой душой, он тянулся к незаурядным и выдающимся личностям, которые оказывали ему доверие. Он был дружен с главным маршалом авиации Головановым, часто встречался с В. М. Молотовым, с легендарными летчиками Громовым и Байдуковым, он был знаком с М. Шолоховым и Ю. Гагариным. Его перу принадлежат интересные работы мемуарно-очеркового жанра, и прежде всего, популярная книга «140 бесед с В. М. Молотовым». Хорошо разбираясь в авиации, он написал книгу о гениальном русском ученом Б. С. Стечкине — основоположнике теории воздушно-реактивного двигателя, о великом конструкторе самолетов Ильюшине. Его очерки о Голованове, Громове, Рокоссовском, Байдукове и др. выдающихся патриотах России, написанные ярким, образным языком, пользуются неизменной популярностью у читателей. Чуев входил в состав литературного объединения «Радонежцы», сразу же, как только поселился на даче в пос. Семхоз под Сергиевым Посадом, стал его активным бойцом-патриотом. Лучшие произведения его, в т. ч. и «140 бесед с В. М. Молотовым», и книги о Стечкине и Ильюшине, написаны в Семхозе. Скромный, но не лишенный чувства собственного достоинства, он никогда не рвался к литературным постам. Он с презрением смотрел на карьеристов и негодяев. Часто на творческих вечерах вместе с друзьями-«радонежцами» выступал в трудовых коллективах, читал свои стихи не за деньги, а «за так», и как награду получал гром аплодисментов. Шевцов И. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru "Нам, молодежи, нужен идеал"Чуев Феликс Иванович (1941-1999). Советский поэт, писатель, публицист. Родился в г. Свободный Амурской области в семье летчика. В 1964 г. окончил Московский энергетический институт. Печатается с 1956 г. Автор сборников стихов («Красные асы» и др.), многие из которых посвящены авиации. Член Союза писателей. Основная тема Чуева — судьбы послевоенного поколения. В его стихах «нередко отражается "почвенническое" понимание патриотизма и народности» В книге-дневнике Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым» 1) (М., 1991) и «Молотов» (М., 1999) (Чуев в течение 17 лет встречался с ближайшим соратником Сталина) заметное место отведено высказываниям В.М. Молотова о Сталине. Приведем некоторые из них: «У Сталина был вкус к военному делу... К технике у Сталина было огромное чутье. Он никогда не занимался техникой специально, не изучал совершенно, по крайней мере. Я у него никогда ни одной технической книги не видел, но он разбирался в сообщениях, и то, что получал от конструкторов и заводов, внимательно читал, сопоставлял, тут же находил слабые места и выход из положения... Дипломатия у нас была неплохая, но в ней решающую роль играл Сталин, а не какой-нибудь дипломат... "Сталин считал, Сталин думал..." Будто бы кто-то знал точно, что Сталин думал о войне! Люди хотят, чтобы как можно благоприятнее условия были для трудных моментов... Мы знали, что война не за горами, что мы слабей Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда нам придется отступать — до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали... Мы делали все, чтобы оттянуть войну, и это нам удалось — на год и десять месяцев. Хотелось бы, конечно, больше... Сталин жалел, что согласился на Генералиссимуса. Он всегда жалел... Сталин только один, имейте в виду, а генералов-то много. Потом было ругался: „Как я согласился?" Вождь всей партии, всего народа и международного движения коммунистического и только Генералиссимус. Это же принижает, а не поднимает! Он был гораздо выше этого! Генералиссимус — специалист в военной области. А он—ив военной, и в партийной, и в международной. Два раза пытались ему присвоить. Первую попытку он отбил, а потом согласился и жалел об этом... Сталин — сложная очень фигура... У него большие способности, требующие понимания эпохи, обстановки... Главное в нем — политик. Такую роль он играл в политике страны, в истории. Теперь это затушевывается. Много всякой шантрапы... ...Сталин сказал, что он не подходит под статус Героя Советского Союза. Героя присваивают за лично проявленное мужество. „Я такого мужества не проявил", — сказал Сталин. И не взял Звезду. Его только рисовали на портретах с этой Звездой. Когда он умер. Золотую Звезду Герол Советского Союза выдал начальник Наградного отдела. Ее прикололи на подушку и несли на похоронах». В высказываниях Молотова раскрывается механика большого террора. Так, он говорит: «Я подписывал Берии то, что мне присылал Сталин за своей подписью. Я тоже ставил подпись — и где ЦК не мог разобраться, и где, несомненно, была и часть честных, хороших, преданных... Фактически тут, конечно, дело шло на доверии к органам... Иначе — всех сам не можешь проверить» (Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991. С. 440). По мнению Молотова, массовые репрессии — «профилактическая чистка» без определенных границ. Главное в ней — не упустить врагов, количество безвинных жертв — вопрос второстепенный. Молотов говорит: «Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны» (Там же. С. 416). Истинные мотивы сталинских репрессий Молотов прояснил (возможно, проговорился) в следующей фразе: «Конечно, требования исходили от Сталина, конечно, переборщили, но я считаю, что все это допустимо ради основного: только бы удержать власть» (Там же. С. 402; Чуев Ф. Молотов. М., 1999. С. 475). В 1998 г. в Москве вышла в свет книга Чуева «Солдаты империи», в которую включены новые материалы, характеризующих сталинскую эпоху. Собственное отношение к личности Сталина Чуев выразил двумя стихотворными строчками из своего цикла стихов о Сталине:
1) А. Адамович пишет: «Недавно издана книга, которая вполне могла бы носить название: „Сто сорок бесед с людоедом". Это беседы Ф. Чуева с В. Молотовым. Вот цитаты из книги: „Мы вместе подписывали. Списки давали нам... Сидят все члены Политбюро... В основном подписывал Сталин — по партийной линии, и я—по советской, такие документы, после которых многим, конечно, несладко приходилось". "Я сам лично размечал районы выселения кулаков... Выселили 400 тысяч кулаков. Моя комиссия работала..." "— Почему репрессии распространялись на жен, детей? — Что значит — почему? Они должны быть в какой-то мере изолированы. А так, конечно, они были бы распространителями жалоб всяких... И разложения в известной степени. Фактически да"», ("цит. по: Солсбери Г. 900 дней. М., 1993. С. 9). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000. Поэт и прозаик XX векаЧуев Феликс Иванович [4.4.1941, г.Свободный Амурской обл.— 2.4.1999, Москва] — поэт, прозаик. Родился в семье летчика, участника Великой Отечественной войны. Семья жила на Дальнем Востоке, на Украине и в Молдавии. Детские и юношеские годы пришлись на войну и на послевоенное десятилетие. О своих родителях Чуев спустя годы напишет немало проникновенных строк «Батя. Десять стихотворений о Человеке» (1958-62), «Любовь моих родителей. Венок сонетов» (1977) и др. Именно от отца передалась ему горячая любовь к небу, и у Чуева рано появилась мечта стать летчиком. Окончив среднюю школу с золотой медалью, Чуев решил поступать в летное училище, однако не прошел медицинскую комиссию, потерпел неудачу и при поступлении в 1958 в Московский авиационный институт. Став в том же году студентом физико-математического факультета Кишиневского университета, Чуев через год перевелся на факультет автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института, который окончил в 1964. В студенческие годы посещал аэроклуб, прыгал с парашютом, совершал первые самостоятельные полеты, постепенно набирался пилотажного опыта. По окончании института Чуев работал авиационным инженером, принимал участие в испытаниях новых самолетов и систем. Сочинять стихи Чуев начал в 3-м классе, читал их со сцены, занимая первые места на фестивалях пионеров и школьников. Первой публикацией Чуева была заметка в кишиневской газете «Юный ленинец» 18 марта 1953, посвященная смерти И.В.Сталина. В 8-м классе Чуев стал ходить на занятия литератрного объединения при молодежной газете. Свои первые стихи Чуев напечатал еще во время учебы в школе (в 1956) на страницах газеты «Молодежь Молдавии». С его студенческими стихами в 1958 познакомился Я.В.Смеляков, выразивший надежду, что из Чуев получится настоящий поэт. В 1964 Чуев издал свой первый стихотворный сборник «Год рождения 41-й», обративший на себя внимание как поэтов, так и критиков. Спустя 2 года у Чуева вышла вторая книга стихов «Красные асы» (1966), которую поддержал Ю.В.Идашкин — автор рецензии «Начало полета» (Октябрь. 1967. №4. С.211-214). В 1966 молодой поэт стал членом СП СССР. В 1970 Чуев вступил в ряды КПСС, в 1971 окончил Высшие литературные курсы. Особое чувство благодарности Чуев испытывал к Я.В.Смелякову (см.: Слово об учителе // Дружба народов. 1976. №6. С.284); существенную поддержку Чуев оказал в 1960-е и поэт Е.А.Исаев, справедливо подчеркнувший: «В поэзии Феликса Чуева проглядывает одна характерная черта, черта поколения: трепетное отношение к подвигу отцов. Он не декларирует своей благодарности тем, кто вынес на своих плечах войну и многие другие невзгоды, нет. Он сердечно и чисто пишет свою поэтическую исповедь» (Исаев Е.А. [О Феликсе Чуеве] // Мы — молодые / сост. В.Гейдеко и О.Воронова. М., 1969. С.311). В июне 1967 Чуев вместе с другими молодыми литераторами побывал в ст. Вешенской и встретился с М.А.Шолоховым, который, прослушав несколько его стихотворений, одобрительно отозвался о них. Чуев — автор около 30 поэтических книг. В стихах и поэмах Чуева рельефно преломляются свойства его натуры, увлеченной, целеустремленной, порывистой, щедрой. Один из его стихотворных сборников конца 1960-х не случайно озаглавлен «Гражданская лирика» (1968). Чуев — мастер ярких, непривычных, «жестких» метафор, однако его стихам порой недостает полутонов, художественной отделки, эстетической утонченности. Они иногда грешат то напористым «монологизмом», то описательностью, то «прозаизмами». Героями стих, и поэм Чуева нередко выступают реальные люди — летчики, космонавты, поэты и др. Чуев «вместе со своими убеждениями... отстаивал и свой стихотворный стиль, свою поэтическую манеру, свою интонацию, острохарактерную, жесткую и темпераментную» (Серебряков Г.В. Постижение высоты: Слово о друге-поэте // Чуев Ф. Избранное: стихи. М., 1984. С.8). Через все творчество Чуева проходят сквозные темы: судьбы послевоенного поколения, утверждение уважительного отношения к идеалам и делам старшего (отцовского) поколения — поколения ярких, мужественных, крылатых людей, отстаивание связи с героическими традициями предков, непреклонная защита идей патриотизма и «закона» национально-исторической и сыновней преемственности, ответственность за будущее Отечества, постижение «русской идеи» и предназначение России. С течением времени круг тем, мотивов и образов Чуева непрерывно расширялся. Все больший вес в творчестве Чуева приобретала любовная лирика, по-новому осветившая внутренний мир поэта, далекого от мелодраматизма и сентиментальности. Обострялось у Чуева и чувство природы. Все чаще из-под пера поэта выходили стих, философско-исторического плана. Будучи интернационалистом по духу — «...вырос на земле, где меня учили уважать людей другой национальности и дружить с ними мои отец и мать» (Солдаты империи. С.506),— Чуев не прошел мимо переводческой работы: в его переводах на русском языке зазвучали стихи многих поэтов братских республик бывшего СССР. В конце 1970-х Чуев выпустил в серии «ЖЗЛ» книгу «Стечкин», представляющую собой жизнеописание основоположника теории воздушно-реактивных двигателей академика Бориса Сергеевича Стечкина (1891-1969), после которого «осталась высокая, нескончаемая песня моторов» (М., 1978. С.252). На рубеже 1980-90-х Чуев, продолжая писать и публиковать новые стихотворные произведения, все чаще и чаще обращался к жанру исторической публицистики. В центре его внимания оказались лица и события сталинской эпохи, интерес к которой (как, впрочем, и к личности самого И.В.Сталина) всегда наблюдался и в его поэзии. Так в начале 1990-х к читателям пришли две книги Чуева, рисующие выразительные портреты таких государственных и политических деятелей, как В.М.Молотов и Л.М.Каганович, и ставшие бестселлерами периода «постперестройки»: «Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф.Чуева» (1991) и «Так говорил Каганович. Исповедь сталинского апостола» (1992). В 1999, вскоре после смерти Чуев, вышла его книга «Молотов. Полудержавный властелин». Говоря о Чуеве как историке в связи с его 55-летием, поэт и критик С.А.Золотцев счел необходимым подчеркнуть: «Одержимая любовь Чуева к реалиям сталинского времени, его страстный интерес к судьбам военных и государственных лидеров тех лет дали ему то, чего не заменишь ничем: знание. Точное, скрупулезное, детальное знание» (Золотцев С.А. Сын своего времени // Литературная Россия. 1996. №13. 29 марта. С.10). Чуев как поэт и публицист остался верен своим убеждениям, основывающимся на глубоком чувстве патриотизма и на непрерывном познании отечественной истории, и советской, и дореволюционной, и древней. Однако в 1990-е исторические взгляды Чуева заметно углубились и сделались более диалектичными и объемными. «Русский пламень», прошлое России живут и в его исторической драме «Гололед» (1990), и в его публицистических работах. В 1990-е на страницах газет и журналов появлялись новые стихи Чуева, которые свидетельствовали о том, что их автор был наделен обостренным чувством современности. Читательский интерес вызывали и новые очерки-портреты Чуева: «Не "списочный" маршал» ([о маршале авиации А.Е.Голованове] // Наш современник. 1995. №5. С.129-146), «Маршал Жуков» (Молодая гвардия. 1995. №8. С.134-156), «Формула Стечкина» (Молодая гвардия. 1999. №3-4. С.91-157), «На таких Иванах Русь держалась» ([О маршале И.С.Коневе] // Советская Россия. 1997. №150. 27 дек. С.4) и др. Из подобных публикаций у Чуева постепенно сложилась документально-мемуарная книга, рассказывающая о людях, которыми всегда будет гордиться Россия. Книга вышла в свет в 1998 под названием «Солдаты империи». Героями книги, содержащей немало сенсационных, ранее замалчивавшихся фактов и документов, полученных автором «из первых рук», выступают М.М.Громов, Г.Ф.Байдуков, А.И.Покрышкин, Б.С.Стечкин, А.Е.Голованов, К.К.Рокоссовский, Г.К.Жуков, А.И.Маринеско, В.М.Молотов, И.В.Сталин, В.И.Попков, Ю.А.Гагарин, М.А.Шолохов, Я.В.Смеляков, В.А.Солоухин, приемный сын Сталина А.Ф.Сергеев и др. Среди последних работ Чуева выделяется своей основательностью книга о конструкторе самолетов Сергее Владимировиче Ильюшине: «Ильюшин» (Молодая гвардия. 1997. №4-6). О своем трудном детстве Чуев очень ярко рассказал в документальной повести «Почему я не стал премьер-министром» (Молодая гвардия. 1995. №5. С.260-318). Любителям улыбнуться и посмеяться пришлись по душе заметки Чуева «Писательские чудачества» (Молодая гвардия. 2000. №1-4). Чуев награжден орденом Дружбы народов и медалями. Он является лауреатом премий им. Н.А.Островского (1968), Всемирного фестиваля молодежи в Гаване (1978), Министерства обороны СССР (1983). Л.В.Бекедин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 653-655. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Соколиная песня крыла: Стихи. М., 1970; Избранное: Стихи / Предисл. Г. В. Серебрякова. М., 1984; Награда: Книга стихотворений. М., 1985; Русский пламень: Стихи; Ист. драма «Гололед». М., 1990; Посох: Стихи. М., 1991; Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева; Так говорил Каганович: Исповедь сталинского апостола. М., 1992; Не «списочный» маршал. М., 1995. Ясно солнышко: стихи. М., 1970; Отечество: [стихи и поэма «Минута молчания»]. М., 1972; Пилотка: стих. М., 1973; Виражи: стихи. М., 1976; Святыни дней: стихи. М., 1976; Пятый лепесток: стихи. М., 1977; Земля небесная: стихи. М.; 1979; Стечкин. 2-е изд. М., 1979. (ЖЗЛ); Правое дело: стихотворения. М., 1980; Величальное слово: стихи. М., 1982; Вечный летчик: Стихотворения и поэма. М., 1982; Гроздь муската голубая: стихи. М., 1982; Звездный путь: поэмы. Ставрополь, 1982; Избранное: стихи / предисл. Г.В.Серебрякова. М., 1984; Награда: книга стихотворений. М., 1985; Крылатая книга: стихи / предисл. М.Громова. М., 1987; То, что сбывается: стихотворения. М., 1987; Отраженье: стихи. М., 1988; Русский пламень: [Стихи. Историческая драма «Гололед»]. М., 1990; Посох: стихи. М., 1991; Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф.Чуева / послесл. С.Кулешова. М., 1991; Так говорил Каганович: Исповедь сталинского апостола / литературный редактор, автор предисл. С.Гагарин. М., 1992; Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы. М., 1998; Молотов. Полудержавный властелин. М., 1999. Литература:Марченко А. Загадки «сверкающих строк» // Литературная газета. 1967. 2 авг. С.6; Ястребов В. Песня человеку // Молодая гвардия. 1968. №11. С.292-294; Мосолов Г.К. Честь и место подвигу // Молодая гвардия. 1971. №4. С.305-307; Соловьев В. «Я ненавидел каждый выкрутас...» // Новый мир. 1972. №7. С.268-271; Мосолов Г.К. [О поэзии Ф.И.Чуева] // Мы — молодые. М., 1973. Вып.3. С.222-223; Львов М.Д. [О поэзии Ф.И.Чуева] // Молодая гвардия. 1973. №4. С.313-314; Михайлов И. С чем идешь? // Там же. 1975. №6. С.314-317; Овчаренко Ф.Б. С Родиной в сердце: литературно-критические очерки. М., 1975. С.89-90; Поперечный А.Г. Набор высоты // Москва. 1979. №5. С.210-211; Савельев И. Преданность // Молодая гвардия. 1981. №8. С.298-300; Яковченко В. «Полюс вечной доброты» // Литературная Россия. 1983. 18 марта. С.20; Шаталов А. Знак сложенья // Октябрь. 1984. №1. С.203-204; Кунаев С.Ю. «Горжусь их дружбой...» // Молодая гвардия. 1984. №2. С.278-281; Горбачев Н.И. Не опоздай на помощь другу: Статьи и заметки о литературе, портреты писателей и политических деятелей. М.; Рязань, 2001; Крупин В.Н. Только ради России // Советская Россия. 2001. №39. 3 апр. С.4.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |