Чаадаев Петр Яковлевич |
|
1794-1856 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Яковлевич Чаадаев
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794—1856) — российский мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии в 1813—1814 гг.; вышел в отставку в 1820 г. С 1816 г. — член масонской ложи «Соединенных друзей» (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем). Дружил с А. С. Пушкиным. Был близок со многими будущими декабристами — вступил в «Союз благоденствия» (1819), был принят (1821) в Северное общество, но активной роли в нем не играл. В 1823—1826 гг. путешествовал за границей (Германия, Великобритания, Франция), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, чьи идеи (католический провиденциализм и социальное христианство) оказали большое влияние на формирование его мировоззрения. По возвращении на родину подвергнут обыску: за обнаруженные «разные недозволенные рукописи, книги и подозрительные бумаги» арестован и подвергнут допросу о связях с декабристами. Вскоре был освобожден и взят под негласный надзор полиции. В 1829—1831 гг. написал свое главное сочинение — «Письма о философии истории», известные как «Философические письма». В них выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существовавшего в России режима, призвал использовать прогрессивный опыт Зап. Европы для будущего развития страны и, не сочувствуя идеям социализма, предсказывал его победу «не потому, что он нрав, а потому, что неправы его противники». За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, его издатель Я. И. Надеждин выслан из Москвы в Усть-Сысольск с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Повелением Николая I автор «Писем» был объявлен «умалишенным», за ним установили «медико-полицейский надзор». В ответ на обвинения в отсутствии патриотизма П. Я. Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего» (1837, при жизни автора не была напечатана). В ней он выразил веру в историческую будущность России, которой предстоит «решить большую часть проблем социального порядка». В 1840-х гг. его дом стал местом общественных собраний в Москве, вместе с А. И. Герценом и Т. Я. Грановским участвовал в полемике против идей славянофильства и оказал большое влияние на дальнейшее развитие общественно-философской мысли в России. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 551. Вернуться на главную страницу Чаадаева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |