Цензор Дмитрий Михайлович |
|
1877-1947 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дмитрий Михайлович ЦензорЦензор Дмитрий Михайлович [10(22).12.1877, Петербург — 26.12.1947, Москва] — поэт, прозаик. Родился в бедной еврейской семье. Отец — портной — привил мальчику любовь к поэзии и рисованию. С детства «без конца мог импровизировать наивными детскими стихами фантастические сказки, они часто носили юмористический характер» (Автобиография // Фидлер Ф.Ф. Первые литературные шаги. М., 1911. С.240). Детство и раннюю юность провел в Ярославле и Ростове. По собственному признанию, «с детства много поэтических переживаний будил <...> женский образ» (Там же). Первое стихотворение написал в 12 лет, находясь под влиянием поэзии Надсона. Литературный дебют состоялся в 1894 — стихотворение в «Виленской газете», подписанное инициалами. Темы первых лирических стихов — природа и любовь. В 17 лет попал в Ковно и Вильно, где познакомился с жизнью еврейской бедноты в черте оседлости. В автобиографии Цензор признавался, что «полюбил болезненную, сумеречную жизнь кривых еврейских кварталов» (Там же. С.241). Здесь он увлекся социальными науками, общественными идеалами и настроениями пролетарской молодежи. Начал писать стихи на гражданские темы, подавляя в себе склонность к субъективной лирике. Ранние опыты были сожжены квартирной хозяйкой во время одного из обысков. В 1901-02 поступил в художественную школу в Одессе. Печатал стихи на страницах «Одесских новостей» и в «Южных записках». Увлекался идеями Ницше, ницшеанский культ грубой силы и эротики отразился в лирике тех лет. Тогда же состоялось знакомство с К.Чуковским. В 1903 перебрался в Петербург. Здесь публиковал стихи в «Образовании» и «Мире Божьем». В 1904-08 учился в Петербургской Академии художеств, параллельно в 1906-08 на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1905-06 Цензор, захваченный революционным порывом, печатал стихи в большевистских изданиях. Затем произошел поворот в сторону интимной, субъективной лирики, которая не свободна от влияния Бальмонта и Блока. На первый поэтический сборник «Старое гетто» (СПб., 1907) откликнулся А.Блок в статье «О лирике»: «Маленькая книжка <...> могла быть еще меньше. Этот поэт слишком многословен, он не довольно любит слова. Несмотря на однообразие его музы, от него можно ждать лучшей книги, судя уже по тем стихам, которые нам приходилось читать в журналах и газетах» (Блок А. СС: в 8 т. М.; Л., 1962.Т.5. С.158). Цензор легко входил в разные литературные группировки: частый посетитель «Башни» Вяч.Иванова, он считал, что именно на ивановских «средах» развился и окреп его художественный вкус. Свой среди «сатириконовцев», в янв. 1914 Цензор составляет отчеты «Цеха поэтов» (см.: Златоцвет. 1914. №3. С.16) часто читает свои тексты на поэтических вечерах, студенческих балах и вечеринках. «Дмитрий Цензор — создание петербургской богемы одной из последних формаций, именно той, которая, в свою очередь, создана революцией 1905 года» (Блок А. СС: в 8 т. М.; Л., 1962. Т.6. С.334). Богемно-«кочевое» восприятие мира Блок отметил и в рецензии на поэтический сборник: «Легенда будней» (СПб., 1914): «ничто не задерживает взгляда особенно, нет никакого стержня, который мог бы расти и развиваться». Цензор «кочует взглядом по окружающему, а окружающее <...> довольно несложно и небогато: Петербург с неизбежным Невским и Петром Фальконета, с уличными картинками в серую погоду, трамваями, витринами, подворотнями, проститутками, случайными встречами». Лейтмотив поэзии Цензор поэт определил как «все изведано», «пустынная скорбь». Однако критические замечания вызвал особый жаргон (так обозначил язык лирики Цензор, образовавшийся из-за второстепенных заимствований из словаря символистов, Блок) и бесконечные «перепевания» самого себя. Однако Блок ставит Цензору в заслугу то, что он вступил на путь символизма с его зачинателями и поэтому «чист душой», «не заставляет себя петь», более всего ему удаются «простые картинки городской жизни» (Там же. С. 335). Поэтическим откликом на Первую мировую войну стал сб. «Священный стяг» (Пг., 1915). В советское время Цензор писал в основном детские и юмористические стихи, которые появлялись на страницах сатирических изданий «Бегемот», «Смехач», «Пушка», объектом сатиры явились фигуры обывателей, нэпманов, бюрократов. Печатался в многотиражке метростроевцев под псевдонимом «Пескоструйщик», писал агитационные материалы, автор известных в то время песен «Моряку», «Весенняя песня», «Песня о гордой девушке» и др. Однако лучшие лирические пейзажные и стихотворные произведения по-прежнему посвящены образу города, сложившемуся под влиянием символистской лирики. О.А.Кузнецова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 623-624. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Крылья Икара СПб, 1908, Сказки северного города Пг, 1916, Мои соседи Л, 1927, Вова-корабельщик Л, 1929, Кто скорей? Л, 1937, Стихотворения 1903-1938 Л , 1940, Пройденные пути / предисл О.Резника М, 1949 Литература:Эвентов И. Стихотворения Дмитрия Цензора // Литературный современник 1941 №4
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |