Бурлюк Давид Давидович |
|
1882 - 1967 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Давид Давидович Бурлюк
Давид Бурлюк. Фото с сайта http://chebuk.ru Бурлюк Давид Давидович (1882/1967) — русский поэт-футурист. Его произведения опубликованы в известных футуристических сборниках начала XX века «Садок судей» и «Пощечина общественному вкусу». В 1920 году Бурлюк уехал в Японию, в 1922 году — в США, где и прожил всю жизнь. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 41-42. Бурлюк Давид Давидович (1882 - 1967), поэт, художник. Родился 9 июля (21 н.с.) на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери. С десяти лет увлекался живописью, в 1898 - 99 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В 1902 - 05 учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей. В 1909 - 10 вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим "действительным учителем". Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники "Садок судей" (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея", "Рыкающий Парнас" (1914). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др. В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах". В 1918 - 19 уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. БУРЛЮК Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Харьковской губ. - 1967, Лонг-Айленд, США) - поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. Сын агронома. В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных уч-щах; изучал живопись в Германии и Франции. Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Б. сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 занимался вместе с Д.Б. Маяковским в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Б. полагал: "Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки". Картины и рисунки Б. разбросаны повсему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцировано в его книгах.или .книгах о нем. "Отец российского футуризма", Б. принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: Душа - кабак, а небо - рвань, и т.д. В.В. Маяковский вспоминал о нем: "Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом... Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая". В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т.к. у негоне было одного глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США. Свои сборники, брошюры, журналы Б. издавал сам с женой Марией Никифоровной Б. и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В.В.Маяковском. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Поэт XX векаБурлюк Давид Давидович [9(21)7.1882, Херсонская губ.— 15.1.1967, Лонг-Айленд] — поэт. Бурлюк родился в семье агронома, ставшего управляющим имения в Херсонской губ. Проявив в юности интерес к живописи, Бурлюк учился в Казанском (1898-99), Одесском (1899-1901) художественных училищах, в Мюнхене и с 1907 выставлял свои картины. В 1911 Бурлюк поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, там познакомился с В.Маяковским, на которого оказал сильное влияние. В.Маяковский вспоминал о начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца» (Я сам // Маяковский В. СС. М., 1956. Т.1. С.19-20). Бурлюком, его братом Н.Бурлюком, В.Хлебниковым, В.Маяковским, В.Каменским, А.Крученых, Б.Лившицем была организована группа футуристов «Гилея». Бурлюк считал себя поэтом с 1897, которым было помечено самое раннее его стих. «Ты богиня средь храма прекрасного...» (опубл. в 1923 // Русский голос. Нью-Йорк. 1923. 11 мая). Печатать свои стихи Бурлюк начал в 1910 в коллективном сборнике «Студия импрессионистов», в апреле — первый футуристический альманах «Садок судей», созданный Бурлюком вместе с В.Хлебниковым и В.Каменским. С этого времени Бурлюк стал непременным участником многих коллективных сборников футуристов. В одном только 1913 произведения Бурлюка вошли в книги «Пощечина общественному вкусу» СПб.), «Требник троих» и «Дохлая луна» М.), «Затычка» (Херсон). В том же году была опубликована и теоретическая работа Бурлюка «Галдящие "бенуа" и Новое Русское Национальное искусство (Разговор г.Бурлюка, г.Бенуа и г.Репина о пародии и подражании)» (1913). В 1914 вышла книга В.Хлебникова «Творения» со статьями о творчестве В.Каменского и Бурлюка, тогда же — сборник «Молоко кобылиц» при участии Бурлюка, В.Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина и др., в 1915 и 1916 — альманах «Стрелец» (примерно с тем же составом авторов), в 1916 — сборник стихов «Четыре птицы» (Бурлюк, Г.Золотухин, В.Каменский, В.Хлебников). Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 Бурлюк вместе с В.Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в Москве расплодилось множество, но начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В "Кафе поэтов" я довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал И.Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лорнеткой в руке и читал: "Мне нравится беременный мужчина..."» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.260). В начале 1918 Бурлюк вместе с Маяковским и Каменским начали выпускать «Газету футуристов». 15 марта вышел первый, оказавшийся единственным, номер. В газете были напечатаны стихи Б., Маяковского, большая статья о поэзии И.Северянина, И.Эренбурга, М.Цветаевой, названная «Братская могила», и «Декрет №1 о демократизации искусства». Буйство почувствовавших свободу футуристов в полной мере выразилось в выпущенной ими в 1918 «революционной хрестоматии», названной «Ржаное слово», где были опубликованы и стихотворения Бурлюка. В апр. 1918 Бурлюк уехал из Москвы, был на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Чтобы прокормить семью и в целях безопасности, Бурлюк переезжал с места на место, устраивал выставки, продавал картины, читал лекции, выступал на вечерах поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток. Он посетил Златоуст, Уфу, Челябинск, Екатеринбург. Оказавшись в февр. 1919 в Кургане, Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост», затем задержался в столице «колчаковского государства» — Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и, наконец, Владивосток и Харбин, где Бурлюк провел почти год. Бурлюк принял деятельное участие в жизни литературы и искусства на Дальнем Востоке, печатался во владивостокской газете «Дальневосточное обозрение», сотрудничал в других наиболее видных газетах и журналах в качестве поэта и новеллиста, переиздал в Харбине «Лысеющий хвост». Во Владивостоке Бурлюк вошел в неформальное содружество литераторов — приверженцев футуризма «Творчество», куда входили также Н.Асеев, С.Третьяков, С.Алымов, Н.Чужак и др., а 1 окт. 1920 уехал в Японию, где уже 14 октября открыл выставку русского искусства в Токио, выступал с лекциями и вскоре выпустил в Иокогаме свою вторую книгу стихов с собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (1921). Из Японии Бурлюк уехал в Америку и 2 сент. 1922 прибыл в Нью-Йорк. Дальневосточное путешествие Бурлюк дало ему немало материалов для самых разнообразных жанров. Еще в Японии он послал в Берлин очерк «Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке», опубликованный в журнале «Новая русская книга» (1922. №2). Друзья Бурлюка по Владивостоку — Н.Асеев, С.Третьяков и Н.Чужак — поместили его стих. «Сибирь» («Мы ведали "Сибирь"!!! Кеннана...») в вышедшем в Чите сборнике «Сибирский мотив в поэзии» (1922). Они же издали в Чите книгу сонетов Бурлюка «Сибирь» (1922). Уже в Америке Бурлюк написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные общим заголовком «Записки простого человека о днях совсем недавних», и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Японские впечатления послужили темой сборник рассказов Бурлюка «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон» (1927). Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических мечтаний, воплощением его урбанистических устремлений. Бурлюк искренне верил, что футуризм — это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке (отдел Всероссийского союза крестьянских писателей) и принял участие в выпуске альм, этого кружка «В плену небоскребов» (1924), куда поместил несколько своих стих. В том же году был выпущен еще один альм. («Первый кооперативный сборник» — «Свирель сабвея») со стихами Бурлюка и подготовленный им сборник «Сегодня русской поэзии», куда помимо собственных произведений Бурлюка поместил стихотворения Каменского, Маяковского, Асеева и др. Книгами «Автобиография и стихи» (1924) и «Бурлюк пожимает руку Вульворту Билдингу» (1924) Бурлюк отметил 25-летие своей художественно-литературной деятельности (1898—1924), а к 20-летию футуризма Бурлюк в 1929 выпустил книгу «Энтелихизм. Теория. Критика. Стихи. Картины» (1907-30). Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в Америку в середине 1920-х В.Маяковского и С.Есенина. В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. Почти все произведения Бурлюка этого периода представляли собой своего рода коллаж из стихов, рисунков, теоретических статей, графической поэзии, дневниковых записей, воспоминаний и тщательно подобранных отзывов критики об авторе. На многих книгах Бурлюка, изданных в Америке, стоял гриф: «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма». В начале 1930-х Бурлюк еще продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвященную «светлой памяти В.В.Маяковского»,— «Красная стрела» (1932). В книгу вошли стихи Бурлюка, его рисунки, материалы для библиографии Бурлюка — литература на русском и других языках. Подготовил и выпустил Бурлюк, также включив туда свои произведения, литературно-художественный сборник ассоциации «Русских пролетарских писателей, художников и артистов в Америке» — «Серп и молот» (1932). В дальнейшем Бурлюк выступал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сложилась достаточно удачно. В 1930-60-х состоялось более 30 выставок его картин. В 1956 и 1965 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И.Эренбург так написал в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным: ни лорнетки, ни "беременного мужчины"» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 1. С. 260). В.В. Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 315-317. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Морская повесть. Нью-Йорк, 1927; Маруся-сан. Третья книга стихов. Нью-Йорк, 1928; Десятый Октябрь. Нью-Йорк, 1928; Новеллы. Нью-Йорк, 1929; Толстой. Горький (Поэмы). Нью-Йорк, 1928-29; Рерих. Черты его жизни и творчества. Нью-Йорк, 1930; Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994. Литература:Голлербах Э.Ф. Искусство Давида Д.Бурлюка. Нью-Йорк, 1930; Голлербах Э. Поэзия Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1931; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1989; Мендельсон М. Две встречи // Вопросы литературы. 1984.№ 3. С.195-204. Поступальский И. Литературный труд Давида Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |