Булгаков Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Булгаков Сергей Николаевич

1871-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Николаевич Булгаков

Михаил НЕСТЕРОВ (1862 — 1942). Философы. 1917.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 
(Двойной портрет философов -
П. Флоренского и С. Булгакова).

Булгаков, Сергей Николаевич, экономист и публицист. Родился в 1871 году в семье священника. Научно-литературная деятельность Булгакова может быть разделена на три периода: в 90-х годах Булгаков, подобно Струве, Бердяеву и др., являлся представителем легального марксизма (см.). Он напечатал ряд статей по экономической теории Маркса («Что такое трудовая ценность» — в VI томе сборника «Правоведение и общественные знания», «О некоторых основных понятиях политической экономии» — в «Научном Обозрении», 1898, и др.). В книге «О рынках при капиталистическом производстве» (М., 1897) Булгаков выступил против народнического представления о невозможности развития капитализма при отсутствии внешних рынков. Исходя из схем воспроизводства Маркса, Булгаков пришел к выводу, что «капитализм может существовать, при известных условиях, исключительно внутренним рынком» и что «единственным рынком для продуктов капиталистического производства является само это производство». С конца 1890-х годов Булгаков в области экономической теории определенно примкнул к ревизионистам. В своей диссертации «Капитализм и земледелие» (2 тт., 1900) он доказывал, что закон концентрации производства, формулированный Марксом, совершенно неприменим к сельскому хозяйству: «В земледелии никакой концентрации не происходит, но с чрезвычайной силой выступают децентрализующие тенденции» (критику этой работы Булгаков дал в 1901 В. И. Ленин в статье «Господа „критики" в аграрном вопросе», Собрание сочинений, т. IX, 1-ое изд.). Далее Булгаков пришел к выводу об ошибочности вообще учения Маркса о тенденциях развития капитализма. По мнению Булгакова, никакой прогноз в области социальных наук невозможен. Социализм—не необходимый этап в развитии человечества, а идеал нравственно-направленной свободной человеческой воли. Таким образом, поворот к ревизионизму связывался у Булгакова с поворотом к философскому идеализму, нашедшему свое выражение в ряде его статей (см. «От марксизма к идеализму», сборник статей, 1896—1903, М.). Позитивист и даже, в известной мере, материалист, Булгаков начинает теперь доказывать, что в основу всего нашего познания и, в частности, социальных наук должна быть положена критическая философия Канта. Но он не задерживается долго на этой позиции и, придя к убеждению о необходимости метафизики, находит высшую завершенную форму ее в философии Владимира Соловьева. После революции 1905 года начинается третий период деятельности Булгакова. Из сторонника философского идеализма он становится мистиком и верующим христианином, принимает все догматы православной церкви и уделяет главное свое внимание богословским вопросам (ряд статей и сборник «Два града», 2 тт., М., 1911), оправдав, т. о., предсказания тех марксистов, которые еще в самом начале идеалистического пути Булгакову пророчили ему, что он закончит православием. В философской области продолжается дальнейшая эволюция взглядов Булгакова, в результате которой он приходит к шеллингианству, своеобразно сочетая его с философией Вл. Соловьева. Работы Булгакова по экономическим вопросам в этот период имеют своей главной целью внесение и в исследование хозяйства метафизически-религиозной точки зрения («Философия хозяйства», 2 тт., М., 1912). Занимаясь проблемой философии хозяйства, Булгаков пришел к представлению, что все части общественного целого составляют органическое единство, примат в к-ром принадлежит религии; даже космос представляется ему как объект трудового хозяйственного воздействия, как хозяйственное целое, во главе которого стоит бог. Достойно внимания, что в том взаимопроникновении экономических и религиозно-философских учений, каким является философия хозяйства Булгакова, элементы марксизма в самом извращенном виде прикрываются догматикой православной церкви.

После революции, в 1918 году, Булгаков стал священником. Одновременно с научной и философской эволюцией Булгаков проделал и резкую политическую эволюцию от легального марксизма до религиозного мракобесия и крайней монархической реакции. В 1907 году, в качестве депутата 2-й Государственной думы, он был близок к кадетской партии. Участвовал в сборнике «Вехи» (см.), а позже тесно сблизился с правыми монархическими кругами. В настоящее время Булгаков находится в рядах белогвардейской эмиграции. Из литературных работ последних лет см.: «На пиру богов», «Pro и Contta», «Современные диалоги», София, 1921.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927. Колонка. 27-28.

Литература: Ленин Н., Господа «критики» в аграрном вопросе. Собр. соч., т. IX, о «капитализме и земледелии»; Плеханов, Г. В., соч., т. II; Дебор и н, А., К истории материализма и эмпириокритицизма, журн. «Под Знаменем Марксизма», J4« 1, 1927; Луппол, И. К., Материализм и эмпириокритицизм в оценке встретившей его критики, там же; Ортодокс, Л., Философские очерки (ответ философским критикам материализма), М., 1925.


Вернуться на главную страницу С.Булгакова.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС