Бухарев Александр Матвеевич |
|
1824-1871 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Матвеевич Бухарев
Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 — 2.04.1871), русский богослов, публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда “Исследования Апокалипсиса” подал прошение о выходе из монашества. Лишен права служить в церкви. Умер в величайшей бедности. Бухарев был близок к Н.В. Гоголю в последние годы его жизни. Автор многих работ о Библии. Главным в христианстве считал очеловечение Бога-Сына, искупительной жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда — идея соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистических вопросах. Всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, искусство, коммерция, увеселения и пр.) богоугодны, поскольку в них может быть внесена Христова правда. Его основной идеей, как и у славянофилов, была идея оцерковления общества, или, выражаясь его языком, идея “богословия культуры”. Он обличал безбожность современной светской цивилизации и самих христиан, ограничивающихся лишь скромной данью церкви и ее заветам, вместо того чтобы жить в Церкви, называл их “православными только по имени”. Вызвал подозрения в неортодоксальности. Его идея оцерковления общества, “богословия культуры”, была воспринята синодальными властями как ренегатство. С.А. Левицкий отмечает, что Бухарев, по существу, оказался впереди своего времени и его идеи были высказаны слишком рано, чтобы найти сочувственный отклик. Интересна параллель между Бухаревым и славянофилами, отчасти с Вл. Соловьевым. Славянофилы и Соловьев шли от светской культуры и философии к религии, подводя к ее порогу. Бухарев, наоборот, исходил от христианства, точнее от Православия, с тем чтобы осветить его светом светскую культуру. В начале XX века подозрение в неортодоксальности было с Бухарева снято. В официальном Богословском православном словаре он назван выдающимся богословом.
Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве архимандрит Феодор) [1824, с. Федоровское Тверской губ. — 2 (14) апреля 1871, Переславль-Залесский] — русский богослов, религиозный писатель, критик. В 1846 закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска был пострижен в монахи и рукоположен во священника. Преподавал в этой же академии. С 1853 архимандрит. Через священника Ф. Голубинского познакомился с немецкой философией и теософией. Испытал влияние Белинского, философские идеи которого переводил «на иное основание», т.е. воспринимал через Христа. Книга Бухарева «О православии в отношении к современности» (СПб., I860) послужила поводом для обвинения его в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. Бухареву пришлось оставить пост цензора духовных книг (занимал с 1858), а после запрещения Синодом многолетнего труда «Исследование Апокалипсиса» (1862; издан в Сергиеве Посаде в 1916) сложить с себя сан и монашеские обеты. До самой смерти семья его жила в крайней бедности. В центре системы Бухарева — представление об искупительной любви Христа, принявшего на себя через вочеловечение и страдания все грехи рода человеческого как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Он настаивает на том, что главное в христианстве — жертва Христа во имя мира и человека, а не жертва человека и мира во имя Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Бухарев пытается приложить к ней философские приемы исследования. По его мнению, человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть «возвращены» Христу: в этом смысле мир, современность должны стать воплощением духа Христова. Богословской позицией Бухарева объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает статьи разбору романов Н. Г Чернышевского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, полотна А. А. Иванова «Явление Христа народу», светских и духовных журналов. По оценке Г В. Флоровского, основным в мировоззрении Бухарева было «очень яркое переживание совершившегося спасения», ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой «несдержанный оптимизм, радость примирения» (Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 348). Оправдание Бухаревым мира и светского творчества, идея воцерковления жизни оказали влияние на религиозно-философскую мысль России начала 20 в. (Розанов, Бердяев, Флоренский). А. П. Козырев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 331. Сочинения: Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1860; О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865; О духовных потребностях жизни. М., 1991. Литература: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro ct contra... Антология. СПб., 1997; Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.
Бухарев Александр Матвеевич (архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. - 2(14).04.1871, Переславль-Залесский) - религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска но настоянию ректора был пострижен в монахи и рукоположен во священство. Преподавал в академии по кафедрам древних языков и Священного писания. В 1853 г. рукоположен в сан архимандрита. Учился у Голубовского, через которого познакомился с немецкой философией и теософией. Испытал влияние Белинского, из статей которого извлекал философские идеи и переводил их «на иное основание», то есть ко Христу. На «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя ответил «Тремя письмами к Н. В. Гоголю, писанными в 1848 г.» (1860), в которых прослеживал внутреннюю связь этого последнего произведения Гоголя с его предшествующим творчеством, усматривая в «Мертвых душах» «прогревание радости из воскресения» и разбирая противоречия и догматические неточности в гоголевской «Переписке». В Москве Бухарев начал писать свой многолетний труд «Исследование Апокалипсиса», первоначально одобренный митрополитом Филаретом, но в 1862 г., по его же инициативе, запрещенный к печатанию Синодом (опубл.: Сергиев Посад, 1916). С 1854 по 1858 г. Бухарев - ординарный профессор Казанской духовной академии. С 1858 по 1861 г. - цензор Санкт-Петербургского Комитета для цензуры духовных книг. За это время выходят его книга «Несколько статей о св. апостоле Павле» (Спб., I860), «О православии в отношении к современности» (Спб., 1860). Последняя послужила поводом для нападок редактора «Домашней беседы» (цензором которой был Бухарев) православного публициста В. И. Аскоченского (1813-1879), обвинившего Бухарева в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. После этого Бухареву пришлось оставить пост цензора и переехать в Никитский Переславльский монастырь, а после запрещения «Исследования Апокалипсиса» (1862) он подает орошение о выходе из монашества, в 1863 г. оно было удовлетворено с лишением сана и богословского звания. Бухарев поселился в Переславле, женился и жил в супружестве вплоть до смерти в крайней бедности. Духовные журналы отказывались печатать его статьи, и он издавал их отдельными книгами или в журнале «Сын Отечества» (большая часть статей вошла в сборнике «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской». М., 1865). В центре системы Бухарева - представление об искупительной любви Сына Божьего, принимавшего на себя своим вочеловеченьем и страданиями все, в т. ч. и будущие, грехи мира и рода человеческого. Он настаивает на том, что главное - жертва Христа за мир и человека, а не жертва человека и мира для Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Бухарев пытается приложить к ней философские приемы исследования. Говоря о человеческом мышлении Спасителя, он находит, что Богочеловек познавал во внешних предметах свои же собственные творческие мысли, которые лежат в основе всего сущего, и что, таким образом, субъективное и объективное бытие выступают в нем как тождественные. С другой стороны, взяв на себя вину за все заблуждения нашего духа, истощившись до смерти, Он, будучи основанием всякого бытия, явил некоторое тождество бытия и небытия. Это предчувствовала, по мнению Бухарева, философская мысль, но отнесла эту идею прямо к человеку и произвела системы Фихте, Шеллинга, Гегеля. По Бухареву, человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть возвращены Христу, найти всестороннее развитие в нем; в этой связи мир, современность, подлежат воплощению в них духа Христова. Тогда «сам Господь... покажет Себя самого воспринявшим человеческую мысль, сердце, фантазию и вообще все человеческое естество с волею и действием человеческим, притом вземляющим на себя вины всех человеческих грехов во всех этих отношениях или силах человеческих». Идея Бухарева об искуплении Христом всех, в т. ч. философских, умственных, грехов вызвала особые нарекания со стороны Аскоченского. Богословской позицией Бухарева объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает свои статьи разбору романов «Что делать?» Чернышевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Достоевского, картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», светских и духовных журналов. По оценке Флоровского, основным в мировоззрении Бухарева было «очень яркое переживание свершившегося спасения», ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой «несдержанный оптимизм, радость примирения». Флоровский считал Бухарева запоздалым мыслителем, выразившим мистицизм александровской эпохи. Оправдание Бухаревым мира и светского творчества оказалось созвучно религиозно-философской мысли начала XX века (Розанов, Бердяев, Флоренский). А. П. Козырев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 77-78. Сочинения: О духовных потребностях жизни. М., 1991. Литература: Бердяев Н. А. Русская идея. Гл. 8 // О России и русской философской культуре. М., 1990; Знаменский 77, В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902; Он же. История Казанской духовной академии. Казань, 1891-1892. Выл. 1. С. 124—136; Вып. 2. С. 205-221; Лаврский В. Мои воспоминания об архимандрите Феодоре // Богословский вестник. 1905. №7,8; 1906, № 5,7-9,11; Розанов В, В. Аскоченский и архим. Феод. Бухарев // Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 241 -262; Флоровский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С. 344—349; Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): pro et contra: Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Б. Ф. Егоров. Спб., 1997.
БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор)
[1824—2[14].04.1871], богослов, публицист, критик. Родился в с. Федоровское
Тверской губ., в семье дьякона. Прот. Зеньковский В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:О принципах или началах в делах житейских и гражданских. СПб., 1858; О картине Иванова «Явление Христа народу». СПб., 1859; О Православии в отношении к современности. СПб., 1860, 1906; Три письма Н. В. Гоголю. СПб., 1860; Печаль и радость, по слову Божию. М., 1865; О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865; О подлинности апостольских посланий. М., 1866; Моя апология. По поводу критических отзывов о книге: «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской». М., 1866; Книга для обучения русскому чтению и письму. М., 1867; О романе Достоевского «Преступление и наказание» по отношению к делу мысли и науки в России. М., 1884; Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916; Письма архим. Феодора (А. М. Бухарева) к казанским друзьям. Сергиев Посад, 1917. Литература:Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. Казань, 1891-1892. Выл. 1. С. 124—136; Вып. 2. С. 205-221; Бердяев Н. А. Русская идея. Гл. 8 // О России и русской философской культуре. М., 1990; Лаврский В. Мои воспоминания об архимандрите Феодоре // Богословский вестник. 1905. №7,8; 1906, № 5,7-9,11; Розанов В, В. Аскоченский и архим. Феод. Бухарев // Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 241 -262; Флоровский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С. 344—349; Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): pro et contra: Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Б. Ф. Егоров. Спб., 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |