ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Валерий Яковлевич Брюсов
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1[13].12.1873—9.10.1924), писатель. Родился в
Москве в купеческой семье. Начал писать в раннем детстве. В 1899 окончил
историческое отделение историко-филологического факультета Московского
университета. В 1894—95 вышли три сборника «Русские символисты»,
составленные преимущественно из стихов самого Брюсова, отмеченных сильным
влиянием западноевропейских поэтов (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме и др.).
Брюсов рассматривал эти сборники как «сознательный подбор образцов», нечто
вроде маленькой хрестоматии различных приемов новейшей западной поэзии.
Однако в предисловии к первому сборнику он предупреждал читателей, что
отнюдь не считает французский символизм «поэзией будущего». Брюсову даже в
те годы были чужды не только крайности декадентства, но и самая поэтика
символизма с ее зыбкими светотенями и намеками.
В последующих книгах — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse»
(«Это — я», 1897) — уже намечаются некоторые существенные черты зрелого
творчества Брюсова — урбанизм, мотивы научной поэзии, обращение к истории,
тема смены культур. Эти книги также отмечены влиянием декаданса, но
демонстративности, расчета на шумный эффект здесь уже нет. Это — поиски
новых форм в поэзии, способных выразить новые чувства, «ощущения конца
века».
Книга стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900) знаменовала собой
начало творческой зрелости Брюсова. Здесь уже ясно проступают характерные
черты «поэзии мрамора и бронзы», как называли его современники: скульптурная
выпуклость и строгая завершенность образов, четкая композиция отдельных
стихотворений и всей книги в целом, декламационный строй стиха, ораторский
пафос. Теперь Брюсов признает своими учителями А. С. Пушкина, Верхарна и Ф.
И. Тютчева. От той книги ведут начало знаменитые брюсовские
историко-мифологические циклы; в цикле «Любимцы веков» есть блестящие
образцы творческого осмысления процессов прошлого и проекции его в
настоящее, напр. «Ассаргадон», «Александр Великий», «Старый викинг» и др.
Ощущение
опасности, которой подвергается христианская цивилизация в России на рубеже
двух столетий, заставляет поэта напряженно размышлять о судьбах человечества
(«В дни запустений», «В неконченном здании»). Как и Блок, он предвидит
неизбежность столкновения России с силами мирового зла. Эти предвидения
особенно четко выражены в неоконченной поэме «Замкнутые» (1900—01). Резкая
критика буржуазного общества (гл. обр. с позиций этического и эстетического
максимализма) завершается предсказанием жестокой борьбы, которая, «как ярый
вихрь, промчится по вселенной».
В следующей книге стихов «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903) — одной из
лучших своих книг — Брюсов говорит о горожанах, прежде всего рабочих,
противостоящих христианской, крестьянской цивилизации: «И, спину яростно
клоня, скрывают бешенство проклятий среди железа и огня давно испытанные
рати» («Ночь», 1902). Там же был напечатан и знаменитый «Каменщик» (1901),
ставший народной песней. «С “Tertia Vigilia” началось мое “признание” как
поэта», — писал Брюсов в автобиографии. Брюсов становится лидером
модернистской литературы. Он активно участвует в делах издательства
«Скорпион», позднее редактирует журнал «Весы», крупнейший литературный центр
русского модернизма. Однако положение Брюсова в лагере символистов было
весьма сложным. «…Я — как заложник в неприятельском лагере», — писал он.
Философско-общественная позиция Брюсова, его поэтика резко противоречили
основным положениям русского символизма, вождем которого Брюсов считался.
«Младшие символисты» (Вяч. Иванов, А. Белый и др.) развивали
неоплатоническую теорию Вл. Соловьева об идеальном мире «высших
реальностей», слабым, искаженным отражением которого является внешний,
видимый мир; поэту, согласно этой теории, надлежало «видеть просвет вечного
во временном», стремиться уловить скрытый в ней мистический смысл. Брюсов же
был рационалистом, чуждым всякой мистики, певцом труда. В стихотворении «В
ответ» (1902) он с умышленным антиэстетизмом уподобляет мечту волу,
работающему на пашне («Вперед, мечта, мой верный вол!»). Это решительно
противоречило символистскому представлению о поэте-пророке и провидце.
Книга стихов «Венок» (1906) — вершина поэзии Брюсова. Высокий взлет
романтической лирики («Приветствие», «В полдень, «Встреча», «Из песен
Мальдуна» и др.), великолепные образы из истории и мифологии («Медея»,
«Орфей и Эвридика», «Ахиллес у алтаря», «Антоний») сочетаются в ней с яркими
образцами духовной поэзии. Цикл «Современность» представляет собой
своеобразный политический дневник, где поэт высказывает свое отношение к
войне и смуте.
Он надеется на гибель буржуазной цивилизации в стихии народного гнева. В
«Грядущих гуннах» (10 авг. 1905) Брюсов восклицает: «Вас, кто меня
уничтожит, встречаю приветственным гимном». Поэт гневно клеймил либералов,
ликующих по поводу манифеста 17 окт.: «Довольство ваше — радость стада,
нашедшего клочок травы» («Довольным», 18 окт. 1905); прославлял борьбу и
певцов борьбы: «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, и песня с бурей —
вечно сестры» («Кинжал», 1905).
Брюсов создает образы городской буржуазной цивилизации, в недрах которой
таится ее гибель («Городу», 1907), прославляет подвиги безвестных тружеников
— строителей египетских пирамид и римских дорог («Египетский раб», 1911, «На
форуме», 1908), славит человека, его неукротимый дух исканий, отвагу и
дерзкий разум («Хвала Человеку», 1906). В сборниках стихов «Все напевы»
(1909), «Зеркало теней» (1912), а также в сборнике «Семь цветов радуги»
(1916) содержится немало образцов жизнеутверждающей поэзии («Веселый зов»,
1910; «Голос мертвого», 1906; «Счастье Цезаря», 1911). В эти же годы Брюсов
выступает как прозаик и драматург. Исторические романы «Огненный ангел»
(1908) и «Алтарь победы» (1913) родственны по духу историко-мифологическим
циклам Брюсова — это тоже проекция прошлого на современность. Изображая
Германию XVI в. («Огненный ангел»), Брюсов пытался найти решение сложного
психологического конфликта. Рисуя трагическую судьбу юноши — гражданина
Римской империи IV в., Брюсов спрашивал современников: с кем вы пойдете — с
новым христианским миром или со старым языческим? Историческая эпоха в обоих
романах изображена скрупулезно точно, без всякой модернизации, и все же за
историческими образами ясно проступают черты современников Брюсова.
В сборниках «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913) интересны раздумья о
будущем (драма «Земля», рассказ «Республика Южного Креста»). Брюсов в эти
годы активно выступает как литературный критик, призывая поэтов изучать
действительность, знакомиться «с последними выводами философской мысли, с
новыми открытиями точных наук, с ходом политической и социальной жизни
своего времени» (ст. «Новые течения в русской поэзии», 1913). В дальнейшем в
поэзии Брюсова все чаще звучат мотивы усталости, одиночества («Умирающий
костер», 1908; «Демон самоубийства», 1910 и др.), формальные поиски
выступают как самоцель («Ночь», 1915; «Мой маяк», 1914), появляются перепевы
прежних мотивов (сборники после 1917).
А. Г., Д. К.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа - http://www.rusinst.ru
Вернуться на главную страницу Брюсова
|