Брянцев Андрей Михайлович |
|
1749-1821 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Андрей Михайлович БрянцевБрянцев Андрей Михайлович (1749-1812) - русский философ и просветитель. Родился в Вологодской губернии в семье церковного служителя. Учился в Вологодской духовной семинарии. В 1770 окончил Славяно-греко-латинскую академию по курсу богословия и философских наук. Позднее учился в Московском университе, был учителем в гимназии при ун-те. В 1787 получил ученую степень магистра философии и свободных наук. С 1795 - ординарный проф. логики и метафизики. Избирался деканом этико-политического отделения Московского универсиьета и директором Московского педагогического института. Автор оригинальных философских работ ("О критерии истины", "Слово о связи вещей во вселенной" и др.) и переводов на русский язык работ великих мыслителей. Перепечатывается с сайта http://www.booksite.ru/.
Брянцев (Брянцов) Андрей Михайлович (1749—26.01.1821), философ. Родился в семье церковного служителя в Одигитриевской пустыни близ Вологды. Рано осиротел. Не окончив Вологодскую семинарию, пешком отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ее он также не окончил, отказавшись постричься в монахи. В 1770 Брянцев становится студентом Московского университета, учеником, а позже и сподвижником проф. Д. С. Аничкова и С. Е. Десницкого. После окончания университета был оставлен в его стенах и с 1779 по 1788 преподавал в университетской гимназии. В 1787 после защиты диссертации на тему «О критерии истины»» Брянцеву была присвоена ученая степень магистра философских и свободных наук. На следующий год после кончины Д. С. Аничкова его производят в экстраординарные, а в 1795 — в ординарные профессора университета по логике и метафизике. На этой должности оставался до конца своей жизни. Кроме того, Брянцев выполнял ряд др. обязанностей — декана этико-политического отделения университета, директора Педагогического института, цензора и др. Известны его переводы курсов философов Шнелля, Рейса, работы Фергюссона «Начальные основания нравственной философии» (1804) и др. Брянцев трактовал законы природы в духе каузально-телеологического параллелизма. Согласно Брянцеву, в основе мироздания лежит некая «непостижимая деятельность», одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны, — физически целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С другой стороны, она — «нравственное целое», в трех царствах которого господствует установленная Богом целесообразность. Все вещи не только «сопряжены» во времени и пространстве «физической связью», где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей («конечных причин»), предписанных Творцом. Брянцев относил ко всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон «бережливости», а также закон сохранения количества вещества и сил в природе. П. А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Брянцев Андрей Михайлович [1749, Одигитриевская пустынь Вологодской губ. — 26 января (7 февраля) 1821, Москва] — русский философ. Родился в семье причетника, учился в Славяно-греко-латинской академии, Московском университете, где помимо философского курса изучал точные науки, юриспруденцию. В 1787 защитил диссертацию «О критерии истины». С 1795 и до конца жизни — ординарный профессор логики и метафизики Московского университета. В 1791—95 занимал пост университетского цензора, в 1804—06 являлся директором Педагогического института. Статский советник. Из собственно философских произведений Брянцева известность получили «Слово о связи вещей во Вселенной» (1790) и «Слово о всеобщих и главных законах природы» (1799). Перевел «Начальные основания нравственной философии» Г. А. Фергюссона (1804) и (совместно с С. Е. Десницким) «Истолкование английских законов» У. Блэкстона (1780—82). Брянцев не создал собственной оригинальной философской системы и находился под влиянием немецкой мысли: сначала он держался системы Хр. Вольфа, затем перешел на позиции кантианства. Здесь основным источником для него являлись труды кантианца Ф. В. Д. Снелля. В целом философию Брянцева можно охарактеризовать как деизм с оттенком механицизма. «Мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены». Философ придерживался теории множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни, т.е. взглядов для церковного сознания того времени неприемлемых. Вольнодумство Брянцева ограничивалось рамками академических построений и на его университетской карьере не сказалось. А. В. Панибратцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 317.
Брянцев Андрей Михайлович (1749, Одигитриевская пустынь Вологодской губ. - 26.01(7.02). 1821, Москва) - философ. Родился в семье церковного служителя. Образование получил сначала в Вологодской семинарии, затем в московской Славяно-греко-латинской академии, где в 1770 г. окончил курс богословских и философских наук. Отказавшись от духовной карьеры, Брянцев переходит в Московский ун-т, где изучает юриспруденцию, точные науки и иностранные языки. С 1779 г. преподавал различные дисциплины в Университетской гимназии. В 1787 г. защитил диссертацию на соискание степени магистра философии «О критерии истины». В ун-те Брянцев был ближайшим учеником и помощником проф. Д. С. Аничкова и Десницкого. Дальнейшая карьера Брянцева также связана с Московским ун-том, где он работал ординарным проф. логики и метафизики (с 1795 и до конца жизни). В 1817-1821 гг. адъюнктом при Брянцеве был Давыдов, занимавшийся по преимуществу преподаванием философских дисциплин. Брянцев не создал собственной оригинальной системы. В начале своей карьеры придерживался в основном системы X. Вольфа, которую затем дополнил некоторыми элементами кантианства, причем опирался он не на работы И. Канта, а на труды одного из его последователей - Ф. В. Д. Снелля. Из напечатанных работ заслуживают упоминания речи Брянцева «Слово о связи вещей во Вселенной...» (1790), а также «Слово о всеобщих и главных законах природы...» (1799). Первое соч. носит ярко выраженный деистический характер с оттенком механицизма. Вот как, в частности, определяет Брянцев Вселенную: «...мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены». Здесь же Брянцев отстаивает теорию множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни. Во втором из названных сочинении Брянцева, опираясь на вольфианскую традицию, рассуждает об основных законах, к числу которых он относит закон непрерывности, закон бережливости, кратчайшего пути, или самомалейших средств, и закон всеобщего сохранения. Брянцев является также автором и нескольких переводных произв. Так, в соавторстве с Десницким он перевел с английского языка «Истолкование английских законов» У. Блэкстона (1780—1782), в 1798 г. во Владимире вышло в свет сочинение Брянцева на латинском языке, которое содержит краткое описание классического периода истории Древней Греции. В 1804 г. Брянцев перевел и издал «Начальные основания нравственной философии» Г. А. Фергюссона. А. В. Панибратцев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 73. Сочинения: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952. Т. 1. С. 363-386. Литература: Снегирев И. М. Старина русской земли. Спб., 1871; Щипанов И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина XVIII века. М., 1971.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Слово о связи вещей во вселенной; Слово о всеобщих и главных законах природы // Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII в. Т. 1. М., 1952, с. 363-386. Литература:Имена вологжан в науке и технике. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1968. С. 10-11; Дилакторский П. А. Вологжане-писатели. Вологда, 1900. С. 13-14; Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Московского ун-та 1755-1855. Ч. 1. М., 1855. С. 109-112. Снегирев И. М. Старина русской земли. Спб., 1871; Щипанов И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина XVIII века. М., 1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |