Бородин Сергей Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бородин Сергей Петрович

1902-1974

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Бородин Сергей Петрович

Бородин Сергей Петрович (псевдоним Амир Саргиджан, до 1941) [12(25).10.1902, Москва — 22.6.1974, Ташкент] — прозаик.

В возрасте 11 лет поступил в реальное училище им. В.А.Жуковского в г.Белеве, где проучился 7 лет. Здесь же проявился его интерес к лит-ре. Печататься начал рано: первый очерк появился в 1915 в приложении к журналу «Путеводный огонек».

С 1917 в печати стали появляться стихи Бородина. В это же время был активным участником литературной и художественной студии Пролеткульта.

С 1922 по 1926 учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова, где специализировался по фольклору.

В 1923-1926 принял участие в экспедициях в Бухару и Самарканд, в 1925-28 — на север России, в Заонежье. Жил и работал на Дальнем Востоке, в Казахстане, Таджикистане, Армении, на Памире. Много путешествовал. Последние годы жизни (с 1951 по 1974) провел в Узбекистане.

С первых шагов литературной деятельности Бородина привлекала тема исторического прошлого народов его страны («Последняя Бухара», 1932; «Египтянин», 1932; сборник новелл «Мастер птиц», 1934). Писатель стремился найти точки соприкосновения прошлого и настоящего, связать судьбы народов различных эпох.

Широкую известность Бородину принес роман «Дмитрий Донской» (1941). По словам самого писателя, импульсом к его созданию «в преддверии третьего нашествия» (Отечественной войны 1941-45) послужила «необходимость показать современному читателю эпизод истории, который внушил бы ему чувство благородной гордости за прошлое своей страны, чувство, не лишнее в годину испытаний» (Дружба народов. 1971. №10. С.263). Сюжетную основу романа составили события, связанные с судьбой и деяниями подлинной исторической личности — прогрессивного государственного деятеля, объединителя русских земель, великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского и вымышленного персонажа — простолюдина, монаха-расстриги Кирилла. В полярных образах Дмитрия и Кирилла Бородин воплотил идею временного союза социально разрозненных слоев средневекового Русского государства перед лицом внешней опасности, союза, приведшего к победе русского воинства на Куликовом поле.

Несмотря на ярко выраженную аллюзивность романа «Дмитрий Донской», в целом произведения Бородина 1930-40-х были созданы в т.н. объективной манере, когда писатель рассказывал о событиях прошлого, избегая открытых авторских оценок и параллелей с современностью. Однако желание глубже проникнуть в сущность исторического про-шлого, найти ответы на идеологические вопросы современности потребовали от него поисков более гибких и емких форм исторического повествования. Новые принципы письма были реализованы Бородиным при создании трилогии «Звезды над Самаркандом» (1953—73), посвященной событиям конца XIV — начала XV в., в частности вторжению Тимура-Тамерлана в Малую Азию.

В сравнении с «Дмитрием Донским» трилогия «Звезды над Самаркандом» («Хромой Тимур», 1953-55; «Костры похода», 1957-59; «Молниеносный Баязет», 1968-73) имеет более обширный повествовательный размах. События российской жизни включаются в контекст мировой истории, отчего осмысление проблем прошлого и настоящего обретает укрупненный и углубленный характер, философское начало выходит на первый план. Совокупность романных глав, созданных в новеллистическом ключе с намеренно нарушенной хронологической последовательностью, нарочитой выбороч-ностью и эпизодичностью, составляет сюжетную основу трилогии, порождая множественную панораму событий XIV-XV вв.

Центральным образом романа становится образ Повелителя Вселенной — Тимура, «грубого воина», «самонадеянного» «неуча», «жестокого сердцем», «темного умом». Гуманистическая концепция романа связана с осознанием бесперспективности и порочности деятельности жестокого завоевателя, зыбкости и непрочности созданного им государственного образования, основанного на насилии, подавлении воли и свободы. Антитезой образу Тимура в романе становится собирательный образ народа, созданный в традициях восточной литературы как образ народа-строителя, созидателя, творца. Рельефно выделен из народной массы образ ученого-историка Ибн Халдуна, «мудреца, лицемера, добряка, мздоимца», который вносит в повествование философскую глубину и психологическую достоверность. Антитетичная пара героев поляризует повествование, контраст становится ведущим сюжетообразующим фактором, порождает противопоставленные мотивы (великое — малое, душа — плоть, вечность — миг, разрушение — созидание, государь — раб), пронизывающие все повествование.

В последние годы своей жизни Бородин мечтал «успеть написать» роман об Андрее Рублеве, «русском интеллигенте XV века», но смерть помешала воплощению этого замысла.

В целом творчество Бородина представляет собой интересную страницу в советской исторической романистике. Однако его творчеству были свойственны известная идеологическая заданность и немалая доля тенденциозности, обусловленные временем, в которое довелось жить и творить художнику.

О.В.Богданова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 269-270.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 5 т. / вступ. статья Г.Владимирова. Ташкент, 1958-60;

СС: в 6 т. / вступ. статья Л.Миля. Ташкент, 1973;

Дмитрий Донской / послесл. П.Слетова. М., 1994;

Звезды над Самаркандом. М., 1994.

Литература:

Акимов В. Творчество Сергея Бородина. Ташкент, 1972;

Лихина Н. Эволюция исторического романа в творчестве С.П.Бородина: автореферат кандидатской диссертации. М., 1981;

Шерстнева Н. Художественная правда в романах С.Бородина «Дмитрий Донской» и «Звезды над Самаркандом»: автореферат кандидатской диссертации. М., 1982;

Сергей Бородин в воспоминаниях современников: сб. Ташкент, 1982;

Лобанова Т. Возрожденная эпоха: Об исторической эпопее Сергея Бородина «Звезды над Самаркандом». Ташкент, 1984

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС